Из-за чего дети чаще всего подвергаются буллингу в Казахстане
Общественники предлагают разобраться с терминологией, а также создать суд по вопросам равенства и защиты от дискриминации.О самых распространённых причинах буллинга рассказала председатель ОО "Кадыр-касиет" Анар Ибраева на заседании общественной палаты в мажилисе. Общественное объединение занимается проектами в области защиты гражданских прав.
Организация провела исследование среди детей. Из их ответов следует, что основными причинами буллинга являются:
- внешность – 12% в русскоязычных классах, 19% – в казахоязычных;
- одежда – 10% и 14% соответственно;
- неумение постоять за себя – 16,1% и 19,7%.
На основе исследования организация выработала несколько рекомендаций.
"Первое – запретить вообще буллинг. В мае прошлого года четыре закона, куда внесли определение термина "буллинг", вступили в силу. Но что с того, что у нас есть определение этого термина, когда это зло не запрещено? Почему нужно запретить? Потому что в основе этого буллинга лежат нарушения сразу нескольких прав детей: на уважение человеческого достоинства и свободу от пыток, унижения, дискриминации, то есть от неравенства. Дети сами разобраться не могут: об этом нам сказали 69% опрошенных в русскоязычных школах и 82% – в казахоязычных", – сказала Анар Ибраева.
Она добавила, что правонарушения в отношении детей остаются без наказания, а со взрослыми – всё иначе.
"Буллинг не влечёт никакого наказания. Безнаказанность – это то, что у нас сейчас творится, и дети это испытывают. Поэтому детский комитет говорит о закреплении права ребёнка на самостоятельное обращение в госорганы с сообщением о насилии и буллинге. Что это значит? Ни КоАП, ни УК РК, ни УПК не запрещают обращение ребёнка в полицию, прокуратуру, но когда вы видели, чтобы ребёнок пришёл в полицию и у него взяли заявление? Такой практики нет. У нас есть больше случаев, когда дети приходили в полицию и суды, но их не пускали на порог и не воспринимали всерьёз", – отметила глава организации.
Также "Кадыр-касиет" предлагает создать суд по вопросам равенства и защиты от дискриминации, а также ввести предмет "Права человека" в школьную программу.