Представители министерства указали это в официальном ответе на запрос редакции. И рассказали, сколько будут стоить арендные квартиры, какие суммы планируют выделить на поддержку бизнеса, а также о борьбе с «бензиновыми королями».

Запрос мы начали с квартирного вопроса. В конце декабря министр национальной экономики Ерболат Досаев объявил, что теперь казахстанцы могут получить квартиры в долгосрочную аренду. Причём без первоначального взноса и с низкой ставкой вознаграждения. Заманчиво! Но дома ещё не построены.

КОМУ ДОСТАНУТСЯ ДЕШЁВЫЕ КВАРТИРЫ?

Судя по ответу на запрос, возводить их будут где-то на окраинах городов (агломерациях) или в сельской местности.

– Ожидаемый ввод жилья до 2020 года составит более 1,4 млн квадратных метров, в том числе планируется построить 60% арендного жилья в агломерациях и 40% в областных центрах, моногородах и в сельских населённых пунктах, – указано в письме.

Так что, получив жильё в аренду, придётся обзавестись ещё и автомобилем, чтобы как-то добираться до центра. Сколько же будет стоить такая квартирка?

– Ежемесячный арендный платёж снижен за счёт привлечения средств Национального фонда РК и будет составлять для двухкомнатной квартиры площадью 50 квадратов: в городах Астане и Алматы с выкупом – не более 56 тыс. тенге. В городах Астане и Алматы без выкупа – не более 28 тыс. тенге. В других регионах с выкупом – не более 47 тыс. тенге. В других регионах без выкупа – не более 23 тыс. тенге…

Арендное жильё без выкупа будет распределяться со сроком аренды до 10 лет, с правом пересмотра арендного платежа каждые 5 лет. На первый взгляд жильё вполне доступное. Только вот распределять его будут АО «ИО «Казахстанская ипотечная компания» и акиматы. По каким критериям чиновники будут отсеивать претендентов – не известно. Как написали представители министерства, этот «вопрос отрабатывается». Первоначально планировалось предоставлять квартиры социально уязвимым гражданам, бюджетникам, госслужащим и молодым семьям. Но если первыми в очереди окажутся госслужащие, то молодые могут так и не дождаться дешёвого жилья.

Заветные квадраты могут построить и по заявкам юрлиц. В данном случае квартиры будет распределять работодатель между своими работниками. Но это возможно только в случае, если юрлицо подпишет меморандум или соглашение с АО «ИО «КИК» на принципах государственно-частного партнёрства.

Командовать строительством, вернее, распоряжаться миллиардной суммой будет АО «НУХ «Байтерек». На возведение арендного жилья холдингу выделят 250 млрд тенге: 145 млрд тенге из Нацфонда. 29,2 млрд тенге – из Республиканского бюджета. 50 млрд тенге – за счёт размещения облигаций АО «ИО «КИК» на фондовом рынке в 2017–2019 годах (неужто готовиться к выходу на «Народное IPO»?). 25,8 млрд тенге – из других источников. Акиматы тоже получат кусок «жилищного пирога». Из Нацфонда местным властям выделят 35 млрд тенге на подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

В 2015 году, по предварительным расчётам министерства, ожидается ввести в эксплуатацию 487 тыс. квадратных метров арендного жилья.

– Если в среднем количество членов одной казахстанской семьи принять за 4 человека, площадь жилища 50 кв. метров, то в будущем году благодаря этой программе можно будет обеспечить жильём 38960 человек, или 9740 семей, – указано в ответе на запрос.

В нынешней ситуации – это капля в море. Всего, по данным акиматов, в различных очередях за жильём стоят порядка 300 тысяч казахстанцев.

ДЕФИЦИТ ТОПЛИВА БЫЛ ИСКУССТВЕННЫЙ?

Беспокоят казахстанцев и цены на бензин, которые нередко зависят от курса российского рубля. Сегодня литр АИ-92 стоит 109 тенге, вчера его продавали по 105 тенге. В конце прошлого года казахстанцы вообще стали свидетелями «бензинового кризиса». Но в министерстве полагают, что топливный ажиотаж могли создать искусственно.

– В части необоснованного ограничения реализации бензина марки АИ-92/93 в отношении ТОО «Гелиос» и его должностного лица возбуждены дела об административных правонарушениях, – указано в письме. – В настоящее время материалы дел по данному расследованию направлены в суд. Кроме того, на сегодняшний день антимонопольным органом проводятся расследования в отношении субъектов рынка ГСМ по фактам злоупотребления доминирующим положением. В части установления монопольно высоких цен на топливо (АО «СНПС-АЙ ДАН МУНАЙ», ТОО «Павлодарский нефтехимический завод», ТОО «Петрочайна Интернешнл Казахстан», ТОО «Petrosun»), а также необоснованного ограничения реализации бензина марок АИ-80, АИ-92/93 и дизельного топлива (ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері»). В случае установления фактов нарушений антимонопольного законодательства антимонопольным органом в отношении виновных лиц будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования…

БИЗНЕС ВЫТЯНУТ СУБСИДИЯМИ

Ситуация со слабым рублём настораживает отечественных бизнесменов. По мнению председателя правления Нацпалаты предпринимателей Казахстана Аблая Мырзахметова, на фоне девальвации российского рубля возможно сокращение отечественных производств. Спасать «утопающих», по всей видимости, собираются субсидиями и дешёвыми кредитами.

– В 2015 году будет утверждён план, предусматривающий выделение средств в размере 200 млрд тенге из Национального фонда на финансирование субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015–2016 годах, – пишут представители Миннацэкономики. – Указанным планом будет определён комплекс мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства по двум направлениям. Первое – это финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности, а также пополнение оборотных средств предприятий для загрузки мощностей действующих производств. Второе направление – финансирование субъектов крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности. Кроме того, в течение 2015–2017 годов правительством будут привлечены кредитные линии на общую сумму 155 млрд тенге от международных финансовых организаций (ЕБРР, АБР, ВБ) для поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что в 2015 году будет продолжена работа по поддержке предпринимательства в рамках действующих отраслевых программ, таких, как «Дорожная карта бизнеса-2020».

Между тем эксперт Института мировой экономики и политики Аскар Нурша считает, что власть не может постоянно создавать производителям тепличные условия. По его мнению, необходимо повышать производительность труда, приспосабливаться к условиям рынка («Мегаполис» от 26 января 2015 года, «Отступать некуда: позади – ЕАЭС, впереди – ВТО?»).

ТРУДОВОЙ ДИСБАЛАНС

В конце прошлого года вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова сообщила, что в Казахстане сохраняется региональный дисбаланс трудовых ресурсов. Она отметила, что в настоящее время на рынке труда наблюдается чистый отток квалифицированной рабочей силы из Казахстана и чистый приток неквалифицированной рабочей силы, не имеющей профессионального образования. Как же Министерство нацэкономики собирается решать эту проблему? В ответе на запрос указано, что в 2014 году был разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции и занятости населения». Мол, там предлагаются нормы для «стимулирования добровольного переселения трудоспособных граждан республики из трудоизбыточных регионов в регионы с дефицитом рабочей силы», а также нормы по привлечению талантливой молодёжи из сопредельных государств. Но какими конкретно «коврижками» их будут привлекать, представители министерства так и не сказали. При этом напомнили, что в стране существует система квотирования, регулирующая состав иностранной рабочей силы и требования по местному содержанию в кадрах. А инвесторам, реализующим приоритетные проекты, предоставляются «гарантии стабильности и особые условия для привлечения иностранной рабочей силы». Наряду с этим правительством проводится «активная работа по поэтапной отмене визового режима для граждан стран – членов ОЭСР». Какие ещё механизмы регулирования трудового баланса предложит министерство – не известно. В письме указано, что их совершенствование продолжается.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Ответ на запрос от Министерства национальной экономики РК мы ждали почти 1,5 месяца. И получили только после того, как обратились в Генеральную прокуратуру РК и Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, а также отправили досудебную претензию на имя министра Ерболата Досаева.