Показатель потребительской инфляции в годовом выражении в марте увеличился с 6 до 6,4%, что является самым высоким уровнем с мая 2018 года, сообщается в обзоре компании Halyk Finance.

Основным драйвером роста инфляции потребительских цен в марте стал годовой рост цен на продукты питания на 9,3% (8,6% – в феврале), а также рост цен на платные услуги на 3,5%. За месяц продукты подорожали на 1,7%.



Ускорение инфляционных процессов в стране произошло на новостях о предстоящем карантине, связанном с коронавирусом, а также за счёт значительного ослабления нацвалюты. Граждане изменили своим привычным потребительским предпочтениям в пользу ажиотажной покупки продуктов питания (гречка, просо), а также средств личной гигиены (туалетная бумага), говорится в обзоре.

"Рост цен на товары питания был обусловлен не их отсутствием или дефицитом последних, а прежде всего ажиотажным ростом объёма спроса, который в свою очередь повлиял на удорожание не только самих продуктов, но и на логистику их поставок. Это не смогло не сказаться на росте цен на продукты питания с 8,6% в феврале до 9,3% в марте текущего года", – считают аналитики.

Они также отмечают, что на фоне активного госрегулирования цен на рынке продуктов питания Правительство ослабило контроль тарифов ЖКХ, что также не могло сказаться на заметном ускорении цен на платные услуги населению. Так, если в январе годовой рост цен на платные услуги составлял 1,4%, то в феврале и марте этот показатель сначала скакнул до 3,2%, а затем до 3,5%.

2 апреля министр Национальной экономики республики Руслан Даленов сообщил, что целевой коридор по инфляции сместился с 4-6% к 9-11%.

"С учётом обесценения стоимости национальной валюты на 18,2% до 448,5 тенге за доллар мы считаем такие темпы инфляции через трансмиссию по валютному каналу, сопровождаемые разрывом торговых логистических цепочек, вполне обоснованными", – сообщили аналитики.

Отмечается также, что первостепенная задача государства на сегодня заключается в обеспечении жёсткого контроля цен на продукты питания и на услуги естественных монополий.