Что случилось. Глава МВД РК Ерлан Тургумбаев на пресс-конференции объяснил, почему некоторые люди, в том числе известные, которые распространяли фейки в период пандемии, не были привлечены к уголовной ответственности. По словам министра, у них не было злого умысла.

Позиция министра. Ерлана Тургумбаева спросили, были ли наказаны популярные артисты и блогеры, которые делились со своей многочисленной аудиторией непроверенной информацией.

"Насчёт того, что распространяли с авиацией такой специальный красный порошок, который является основанием для заболевания КВИ, мы провели исследование, данный порошок использовался в Калифорнии специальными самолётами для тушения пожара. В то же время провели разъяснительную работу в отношении граждан, которые распространяли, была проведена профилактическая работа", – сказал Ерлан Тургумбаев.

Санкция статьи 274 УК РК "Распространение заведомо ложной информации" предусматривает наказание в виде штрафов, исправительных работ, ограничения или лишения свободы сроком до 7 лет.

"Для привлечения к уголовной ответственности по этой статье должен быть умысел, то есть гражданин должен осознавать, что это ложная информация и он её специально рассылает. По каждому факту проводилось расследование, частично уголовные дела были прекращены, потому что граждане осознали противоправность своих действий и в их действиях не было состава преступления", – сказал глава МВД.

Министр не смог представить подробную статистику по привлечённым к ответственности за такие нарушения, более подробную информацию он обещал предоставить позже.

Почему это важно знать. Пандемия коронавируса породила бесконечный поток фейковый информации, остановить который правоохранительным органам до сих пор не удаётся. Полицейские регулярно предупреждают об уголовной ответственности за ложные рассылки и публикации в соцсетях, однако, как оказалось, сам факт распространения ложных сведений не является основанием для привлечения по статье УК. Каким образом полицейские устанавливают, что человек вводил в заблуждение людей умышленно, тоже не совсем ясно. Чтобы понять, какая доля распространителей фейков всё-таки привлекается к ответственности, необходимо проанализировать статистику, которую пока МВД не представило.