Финтехи, МСБ и регуляторы обсудят в Алматы развитие цифровых экосистем на Kursiv Ecosystems Forum 2024
Как победить в конкурентной борьбе в век цифровых экосистем и как их регулировать? Ответы на эти и другие вопросы будут искать участники форума.Цифровизация стремительно трансформирует экономику Казахстана и жизнь казахстанцев. Не случайно ООН поставила страну на довольно высокое 28-е место в мире в рейтинге по развитию электронного правительства. Но Казахстану есть чем похвастаться не только в сфере государственных сервисов. Всё чаще казахстанцы получают товары и услуги через онлайн-сервисы. Всё больше людей работает в сфере платформенной занятости: курьеры, таксисты, врачи, ремонтные компании подключаются к крупным платформенным сервисам и с их помощью находят клиентов.
Бизнес становится проще – и сложнее. Остро встают вопросы кибербезопасности, законодательство не всегда успевает за развитием рынка. Идут дискуссии по поводу налогообложения новых форматов бизнеса.
Эти и другие вопросы участники рынка и представители госорганов обсудят на независимом форуме Kursiv Ecosystems Forum 2024 в Алматы 22 октября в отеле Intercontinental Almaty. Регистрация на сайте.
Цифровые и оцифрованные бизнесы переживают взрывной рост во многих странах мира – и Казахстан тут не исключение. В минувшем году рынок электронной коммерции (в части розничной торговли товарами) в РК вырос сразу на 24,3%. Его объём достиг 2,44 трлн тенге, это почти 2% ВВП страны. На переднем крае изменений находятся маркетплейсы. Они почти удвоили объёмы продаж за прошлый год, а количество покупок через них выросло сразу на 126%. На этом фоне скромным кажется рост продаж в онлайн-магазинах – 15%, но и это в несколько раз быстрее, чем рост розничных продаж в целом (7,7%).
Рука об руку с развитием e-commerce идёт развитие финтеха. Число транзакций онлайн за прошлый год выросло на 84%, средний чек составил 26,8 тысячи тенге. Совместно с банками, платёжными системами, МФО продавцы развивают новые финансовые услуги: различные виды кредита и рассрочки. Подход BNPL (buy now, pay later − "покупай сейчас, плати потом") подстёгивает покупательскую активность.
Среди наиболее популярных товаров, продающихся через маркетплейсы, можно отметить гаджеты, технику для дома, товары для строительства и ремонта, авто- и мотозапчасти, домашний текстиль, одежду, игрушки для детей, косметику. Кроме того, активно продаются гирлянды, кремы, чехлы для телефонов, книги, футболки, платья, носки, нижнее белье, пижамы, духи и многое, многое другое.
Маркетплейсы и онлайн-магазины перехватывают покупателей даже у тех физических торговых площадок, которые представлены онлайн. Если два года назад доля собственных интернет-ресурсов в общем объёме розничной электронной торговли составляла 43%, то по итогам 2023 года она снизилась до 27%. При этом в количественном выражении заказы на собственных интернет-ресурсах упали вдвое – с 25,5 млн до 13 млн. Причём в наибольшей степени сократили продажи малые предприятия (–68,8%).
Пока основное количество покупок делается офлайн. По итогам прошлого года доля e-com в общем объёме розницы составила 12,7%.
Распространение сервисов онлайн-такси и доставки, в которых в РК трудится не менее 500 тысяч человек (оценка Министерства труда и соцзащиты РК на 2022 год), вызвало необходимость регулирования этого нового сектора. С июля 2023 года в Социальном кодексе появились нормы, регламентирующие платформенную занятость, механизм налогообложения и ставки налогов. Однако поиск баланса между обязательствами и правами различных игроков продолжается.
Развитие онлайна сделало кибербезопасность одним из столпов цифровых экосистем. Злоумышленники активно атакуют казахстанские госорганы, финансовые учреждения и телеком-операторов: более трети атак (35%) в 2023 и за первые шесть месяцев 2024 года заканчивались утечкой конфиденциальной информации. Для государства и бизнеса утечки персональной информации клиентов – недопустимое событие, разрушительнее которого лишь потеря управления информационной системой и остановка бизнес-процесса.
Как меняются правила игры на рынке? Как победить в конкурентной борьбе в век цифровых экосистем? Что такое эффективная экосистема и как её построить? Находят ли компании общий язык с государством, чего ждут от него, а государство – от них? Как будут платить налоги цифровые платформы и казахстанцы, работающие на них? В каком будущем мы будем жить всего через несколько лет? Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться 22 октября 2024 года в отеле InterContinental Almaty на Kursiv Ecosystems Forum 2024.
На мероприятии выступят представители крупнейших цифровых компаний Казахстана, зарубежные участники рынка, представители госорганов, независимые эксперты. Генеральным партнёром форума стал Kaspi.kz, стратегическим партнёром – Yandex Qazaqstan, официальным партнёром – Ozon.
Спикерами форума выступят:
- Тимур Турлов, CEO Freedom Holding Corp.
- Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group
- Мольдер Рысалиева, глава Ozon в Казахстане
- Тайыр Байдуйсен, руководитель Яндекс Такси в Казахстане
- Аскар Акшабаев, Chief Technology Officer и сооснователь фитнес-стартапа 1Fit
- Мухтар Ильясов, учредитель и директор по развитию Күнделік
- Елена Бычкова, управляющий директор ОЮЛ "Ассоциация Цифровой Казахстан"
- Представители госорганов: профильные министерства, регуляторы.
Зарегистрироваться на форум можно по ссылке.