Позиция федерации бокса: «Мы можем померяться издержками»

Вице-президент казахстанской федерации бокса по работе с тренерским советом Юрий Цхай


Фото: kfb.kz
Юрий Цхай


- Чем КФБ мотивирует решение о том, что телеканалы должны покупать права на трансляции?
- Это нормальная практика, принятая в цивилизованном мире, рано или поздно мы тоже к ней придём. Сейчас, к сожалению, в политике телеканалов странный перекос – покупать трансляции за рубежом в порядке вещей, а отечественный продукт, как некоторые полагают, должен доставаться даром.

- Какую сумму должен заплатить условный телеканал за право транслировать чемпионат Казахстана по боксу-2015?

- Сумму, которая будет адекватно коррелировать с расходами на проведение этого чемпионата.

Поймите нас правильно – мы не запрашиваем цену, сравнимую с покупкой прав на британскую Премьер-лигу или на бой Гены Головкина. Мы всего лишь хотим положить конец неправильному отношению к отечественному спорту и перевести всё на нормальные рыночные рельсы.

Тем более что есть спрос – масса болельщиков (ведь в Казахстане, как известно, каждый второй мужчина старше 16 – эксперт по боксу) хотела бы видеть именно отечественных боксёров на казахстанских соревнованиях. Это очень зрелищный вид спорта, который, наверное, как никакой другой, заставляет сопереживать спортсменам, его сопровождают масса эмоций и море адреналина. И титулы боксёра, размеры арены, дороговизна шоу – дело при этом третьестепенное. По накалу борьбы чемпионат страны, турнир на Кубок федерации бокса ничем не уступают каким угодно масштабным международным соревнованиям. Мы предлагаем вещателям очень хороший, зрелищный продукт, который пользуется спросом и, при правильно приложенных усилиях, будет приносить им деньги.


- Один из руководителей канала Kazsport Павел Цыбулин считает, что в настоящее время наши телеканалы не способны купить трансляцию и что они несут издержки по производству трансляции. Что вы можете возразить на это замечание?

- Мы можем помериться издержками, хоть это и непродуктивное занятие.

Организация и проведение соревнований - это аренда спортивных залов, рингов, другого оборудования, затраты на размещение и проживание команд, судей, транспортные расходы, расходы на рекламу. Но соревнования – вершина айсберга, в основании которого – круглогодичное фармакологическое и медицинское сопровождение спортсменов, постоянные тренировочные сборы и переезды, повышение квалификации тренеров и научных групп... Без колоссальных инвестиций в спорт, которые требуются ежедневно, казахстанский бокс, даже с таким обилием талантов, не был бы сегодня тем, что он есть – спортом номер один в стране. Наша команда на сегодня – с такими звёздами, чемпионами мира как Биржан Жакипов, Данияр Елеусинов, Жанибек Алимханулы, призёрами олимпиад Ниязымбетовым и Дычко – лучшая в мире. Это объективная оценка AIBA, которая два года подряд присваивает звание лучшего тренера в мире Мырзагали Айтжанову, а звание лучшего боксёра-2014 получил Данияр Елеусинов. В развитие нашего бокса вложены большие средства.

- Если ни один из телеканалов не захочет приобрести права на трансляции, означает ли это, что казахстанские зрители не увидят какие-то крупные соревнования, проходящие на территории нашей страны?
- Мы сделаем всё, что в наших силах, чтобы болельщики всё-таки увидели все значимые турниры. С больших соревнований, которые проходят в стране, кстати, Казахстанская федерация бокса проводит онлайн-трансляции – их можно видеть на нашем сайте kfb.kz и на спортивных интернет-порталах, которые ретранслируют сигнал. Как бы то ни было, мы надеемся на конструктивные переговоры и сотрудничество с телеканалами и открыты для их предложений. Наша конечная цель – показать соревнования всем, кто хочет их увидеть.

- Телеканалы «Казахстан» и «Казспорт», чаще всего транслирующие бокс, финансируются из бюджета. Насколько это этично, что телеканалы, получающие бюджетные средства, должны выделять какие-то суммы общественной организации?
- В том, что общественные организации получают бюджетные деньги ничего зазорного нет, это вполне законно. Казахстанская федерация бокса и другие спортивные федерации, я думаю, с готовностью обсудили бы с государством в лице Министерства культуры и спорта возможные схемы сотрудничества. Еще лучше, на мой взгляд, всем вместе, нам, и телеканалам, у которых, как правило, есть мощная маркетинговая служба, начать продавать рекламное время на трансляциях соревнований и вместе на этом зарабатывать.

Позиция телеканала Kazsport: «Нас надо понять»

Генеральный продюсер телеканала «Кazsport» Павел Цыбулин


Павел Цыбулин


- Можно ли описать ситуацию, сложившуюся между вашим телеканалом и казахстанской федерацией бокса, как конфликт?
- Конфликта как такового нет. Скорее, есть недопонимание. При этом, за последние годы именно наши телеканалы – «Казахстан» и «Кazsport» – реализовали с Федерацией бокса РК больше всего телевизионных проектов. Мы гордимся тем что сделали в рамках Олимпиады-2012. Это показ абсолютно всех поединков наших боксёров на сайте федерации. Бокс оказался по этому показателю единственным видом спорта в стране, который показал выступления всех своих спортсменов.
Впервые о необходимости платить за права на трансляции мы услышали два года назад – перед чемпионатом мира в Алматы. Тогда нам сообщили те же аргументы, которыми представители КФБ оперируют и сейчас: что это общепринятая мировая практика, что «вы же покупаете зарубежные трансляции» и прочее.


Наша же позиция другая. Сравнивать Казахстан с Европой и США в плане платёжеспособности населения некорректно. Потому что там даже не существует такого понятия, как «бесплатное телевидение» - это легко проверить в Интернете. У них есть понятия «налог на телевидение», «налог на телеприёмники», и цены за просмотр телеканалов совсем другие – не чета нашей стоимости у операторов кабельного телевидения.

- И каково ваше предложение?
- Оно у нас одинаковое для всех федераций. Мы исходим из важности турнира и нашей технической возможности. Федерации передают нам телевизионные права, а мы взамен обязуемся произвести телетрансляции и показать их на территории Казахстана. Сколько это будет стоить, как мы будем доставлять телевизионную технику до места съёмок, сколько потратим на командировки съёмочных групп, – это вопросы в рамках бюджета.

- Совсем скоро в Талдыкоргане стартует чемпионат Казахстана по боксу. Ваш канал этот турнир покажет?
- Да, покажем. Нам предстоят большие расходы – ввиду отсутствия у нас филиала в Алматинской области, технику и людей мы будем везти из Алматы и Астаны – показ четвертьфинальных, полуфинальных и финальных боёв обойдётся нам в 16 млн тенге.

- Что вы можете ответить тем, кто считает: «Вы же покупаете зарубежные трансляции. Почему мы должны в РК отдавать права даром?»

- Нужно понимать одну простую вещь: когда мы приобретаем права на зарубежную трансляцию, то покупаем полностью готовый продукт, который надо принять, откомментировать и запустить в эфир. Когда разговор идёт о внутриказахстанских трансляциях, то мы их снимаем и производим сами, а это дело совсем не дешёвое.


- К чему в дальнейшем может привести ситуация, если КФБ всё же станет продавать права, а каналы не будут их покупать?
- Она уже привела к тому, что в последние 2 года бокса на нашем канале стало значительно меньше, чем раньше. Мы не показали прошлогоднее первенство страны, два Кубка КФБ и несколько крупных турниров. Мне кажется, что путь только один – нам надо продолжать пытаться договариваться. Федерации бокса, а также другим нашим федерациям, которые тоже уже пробовали продавать нам права, стоит понять: деньги, которые они хотят получать за телеправа, принадлежат не частным лицам. Это деньги налогоплательщиков. Почему они должны дополнительно платить за то, чтобы потом увидеть бокс в эфире государственного телеканала?


Я понимаю представителей КФБ – они хотят не только тратить деньги на развитие определённого вида спорта, но и зарабатывать. Но надо понять и нас. Телеканалу «Кazsport» ещё нет и двух лет. Мы только-только встаём на ноги. И считать, что мы должны платить за телеправа, примерно то же самое, что посадить яблоню и буквально сразу же ждать урожая. Так не бывает!