Прокуратура Восточного Казахстана первой в республике проверила, как соблюдаются права отбывающих наказание инвалидов и пенсионеров в исправительных учреждениях области. Результаты послужили поводом для начала проверок колоний по всей стране, а в ВКО к дисциплинарной ответственности привлечены 10 должностных лиц.

По словам старшего помощника прокурора области Виктора Подрезова, работа была проведена большая и кропотливая. Но она была необходима, ведь и за решеткой у человека сохраняются его гражданские права.

Например, право на обеспечение одеждой и питанием, а для инвалидов 1 и 2 групп – на улучшенные жилищно-бытовые условия. Однако в исправительном учреждении ОВ-156/3, в народе именуемом «тридцаткой», из семи осужденных инвалидов 1 и 2 группы дополнительным питанием обеспечены были лишь двое осужденных, вовсе не получали усиленного питания инвалиды еще в целом ряде исправительных учреждений.

Что касается постельных принадлежностей и одежды, то, видимо, в ОВ-156/3 считают, что одной простыни в год достаточно, и она вполне смогла заменить осужденному Бородину матрац, одеяло, подушку, наволочку, шапку, х/б костюм, сапоги кирзовые и ботинки. Через год простыню сменили, дополнив список вещей еще полотенцем и курткой ватной. Аналогичные нарушения были выявлены и в других учреждениях области.

Забывали в колониях вовремя оформлять документы на получения пенсий и пособий, хотя это – прямая обязанность исправительного учреждения. Например, в той же «тридцатке» осужденный Корсаков, инвалид 2 группы с детства, много раз обращался к руководству колонии с письменным заявлением о получении пособия по инвалидности. Но и по прошествии года так ничего не добился. Как, впрочем, и осужденный Жайдарбеков, которому еще в августе прошлого года по достижению возраста должна была быть оформлена пенсия. Но этого сделано не было, в колонии сослались на то, что отсутствует его удостоверение личности. Проверка прокуратуры определила, что документ находился в… личном деле осужденного. 70-летнему осужденному Потоцкому тоже не оформляли пенсию до проверки и вовсе по невероятной причине: якобы он сам от нее отказался! Почему-то прокурорам осужденный заявил, что хочет получать пенсию.

– Также проверкой установлено, что в исправительных учреждениях области 49 осужденных пенсионеров и инвалидов имеют исковые требования по приговорам судов, – говорит г-н Подрезов. – В целом исправительными учреждениями области своевременно удерживаются причитающиеся суммы из пенсионных выплат и пособий осужденных, но данные требования соблюдаются не во всех случаях.

Так один из осужденных, пока отбывал наказание, накопил на своем счете 300 тысяч тенге, а потом перевел их своим родителям. Когда же собрался на условно-досрочное освобождение, то ему отказали. Оказалось – не положено, потому что он не погашал ущерб потерпевшим. Кстати, этих денег вполне хватило, чтобы полностью выплатить долг.

По мнению г-на Подрезова, подобные нарушения сотрудниками колоний совершались больше по незнанию, нежели из-за каких-либо корыстных соображений.

В 2009 году в исправительных учреждениях управления Комитета уголовно-исполнительной системы по ВКО отбывали наказание 12 163 осужденных, из них 218 (1,8%) осужденных пенсионеров и инвалидов.