Если «липу» штампуют, значит, это кому-то нужно?
Александр Ковальчук погиб почти четыре года назад. Но до сих пор его бренные останки не нашли покоя.Александр Ковальчук погиб почти четыре года назад. Но до сих пор его бренные останки не нашли покоя.
Тёплым июньским вечером 2009 года отец и сын Ковальчуки сидели у себя во дворе на лавочке, когда на них напала группа изрядно подвыпивших молодчиков. Пятеро отморозков повалили 60-летнего Александра Ковальчука на землю, били ногами по голове, по животу. Досталось и кинувшемуся защищать отца Юрию. Александр Михайлович скончался от тяжёлых травм на месте трагедии ещё до приезда «скорой». Потрясённый его гибелью Юрий до самых похорон держался на ногах и лишь после этого лёг в больницу, где врачи констатировали у него закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и другие серьёзные повреждения.
Били по голове, умер от инфаркта
Обстоятельства случившегося сулили скорое и лёгкое расследование: нашлись свидетели, поимённо известны потерпевшему и очевидцам и напавшие. Прибывшие на место трагедии врачи «скорой» зафиксировали у убитого открытую черепно-мозговую травму, перелом основания черепа, травму живота, разрыв органов брюшной полости, о чём и справку позже выдали. Перечисление этих деталей очень важно, ибо они стали причиной четырёхлетнего хождения Юрия по мукам, то бишь по судебным инстанциям в поисках справедливого возмездия.
Простите за натурализм, но можно ли отнести пробитый череп, сломанную шею и разорванные кишки к проявлениям гипертонической болезни? Оказалось, можно. Во всяком случае, этот фокус удался судебному эксперту Алматинского филиала Центра судебной медицины Минздрава РК А. Паку, выдавшему после проведения судебной экспертизы заключение о том, что смерть А. Ковальчука наступила в результате острой коронарной недостаточности, развившейся на фоне гипертонии. «Не заметили» синяков, кровоподтёков, переломанных костей и судебно-медицинские эксперты Н. Исмаилов, Э. Метелев, А. Тохтарова, осматривавшие вместе с Паком тело убитого и подмахнувшие составленную этим же Паком «липу». Побоку пошли и выданная врачами «скорой» справка, и фотографии, сделанные на всякий случай (как выяснилось, совсем не зря!) сыном покойного при получении тела из морга.
Получалось, что Александра Ковальчука никто не избивал, а он нашёл тихую и безмятежную кончину чуть ли не дома в своей постели. И причин для возбуждения уголовного дела нет. Только спустя пять месяцев после неустанного обивания Юрием Ковальчуком порогов всевозможных кабинетов, после того, как он сам отыскал очевидцев преступления, уголовное дело было наконец заведено.
Юрий потребовал эксгумации и проведения повторной экспертизы, но только независимой, без участия экспертов Алматинского филиала ЦСМ, аргументируя их отвод статьей 96, ч. 2 УПК, в которой говорится: «…предыдущее участие лица в данном деле в качестве эксперта не является обстоятельством, исключающим его участие в соответствующем качестве в производстве по уголовному делу, кроме случаев, когда экспертиза производится повторно ввиду возникшего сомнения в правильности его заключения». Следователь проигнорировал букву закона, поручив вторую экспертизу… специалистам того же самого АФ ЦСМ. Причём тем же самым лицам, которые проводили первую. Что ж удивительного, что экспертная комиссия под руководством директора АФ ЦСМ Нурлыхана Ережепова повторила предыдущее липовое заключение о причинах смерти Ковальчука.
Сама экспертиза тянулась почти четыре месяца, а тело отца для повторного захоронения сын получил спустя 1 год и 2 месяца(!), хотя по правилам судебного производства после проведения исследований труп должен храниться в морге не более 3 суток.
Всё это время Юрий обходил одну за другой всевозможные инстанции, добиваясь независимой экспертизы. И добился. Третья судебно-медицинская экспертиза была поручена ТОО «Тутовит», имеющему все необходимые лицензии и разрешения. Независимые эксперты обнаружили то, чего «не заметили» в ЦСМ: переломы шейных позвонков, рёбер, множественные повреждения внутренних органов. И сделали вывод: причина смерти – травматический шок. И никаких признаков болезни сердца. И, как положено, через трое суток вернули тело родным.
«Скелет» в шкафу
Вот она, справедливость – до неё рукой подать? Конец беспрецедентной по своему цинизму волоките и моральным страданиям близких убитого Ковальчука? Ничего подобного. Для происходивших далее событий вообще трудно подобрать какие-либо приемлемые цензурные определения.
Для начала: Юрию Ковальчуку пришлось в этот, второй, раз предать тело отца земле… без головы. Череп, шейные позвонки, лоскуты тела – так называемый гистологический материал – следователь изъял после экспертизы в ТОО «Тутовит» в качестве вещественных доказательств. И должен был сдать их в морг, но не сдал. Неслабые, конечно, надо иметь нервы, чтобы год с лишним лицезреть череп с костями покойника у себя в шкафу или в письменном столе, или где там следователь их хранил. Хичкок и Стивен Кинг кусают локти от зависти к сюжету. Только после вмешательства прокуратуры г-н Курмангалиев, ставший уже бывшим следователем по этому делу, подкинул (через канцелярию!) останки на стол своему преемнику.
А преемник назначил очередную эксгумацию и очередную, уже четвёртую по счёту, экспертизу. Несмотря на активные протесты родственников покойного. Откуда такое рвение – понятно. ТОО «Тутовит» своими объективными выводами резко подорвал репутацию официальной судебно-медицинской инстанции. Да и органов расследования. Надо было её спасать. Правда, странно, что честь мундира стремятся уберечь, вываляв его в грязи лживых заключений.
Четвёртая экспертиза, проведённая Астанинским филиалом Центра судебной медицины, дала весьма уклончивое заключение о том, что Ковальчук мог умереть и от удара в грудь, и от перелома основания черепа. Понятно, что и эти выводы никоим образом не устраивают следствие. Ему нужны «правильные», удобные для него выводы. И в настоящее время, спустя почти 4 года после трагедии, родственникам грозят пятой судебно-медицинской экспертизой.
Облачённые в мундиры и белые халаты участники этой эпопеи спят, судя по всему, спокойно. Это не они на протяжении четырёх лет получают лживые циничные отписки. Это не они вновь и вновь переживают горе потери, в очередной раз предавая земле тело близкого человека. Это не они изо дня в день видят разгуливающих на свободе торжествующих отморозков.
Своих не сдают?
Семья Ковальчуков – не единственные и не первые жертвы липовых заключений Центра судебной медицины. В течение почти трёх лет ходит по инстанциям мать убитого Е. Бейсембиева, которой эксперт Алматинского филиала ЦСМ (под руководством того же Н. Ережепова) Е. Ирсимбетов выдал липовое заключение о ножевых ранениях на теле её сына и механизме их образования, даже не проведя, как выяснилось позже, вскрытия. Только после обращения матери убитого к президенту следствие назначает проведение повторной экспертизы независимым органом – ТОО «Тутовит», но тут же забирает назад своё решение, поручив эту работу ЦСМ в Астане.
У А.Назарко, ставшей инвалидом вследствие непрофессиональной медицинской помощи, десяток казахстанских и российских профессоров определили перелом или вывих шейных позвонков. И только отечественные судебно-медицинские эксперты упёрлись на диагнозе «остеохондроз».
Пострадавшему в ДТП Колоколову спецы АФ ЦСМ вместо тяжких телесных повреждений выдали заключение о среднем вреде здоровью, что повлекло автоматически закрытие дела.
Что это – некомпетентность? В таком случае какой интерес Министерству здравоохранения, в чьём ведении находится Центр судебной медицины, упорно держать на работе профессионально несостоятельных специалистов?
Хотя куда логичнее было бы поставить вопрос по-другому. Какая такая нехилая, судя по всему, заинтересованность объединяет службу судебно-медицинской экспертизы и органы расследования, находящиеся в подчинении двух совершенно разных ведомств? Заинтересованность настолько мощная, что эти структуры выстраивают единую «стенку», когда речь идёт о защите штампуемой «липы». И чужим сюда ходу нет. В сферу судмедэкспертизы смогло пробиться только одно(!) на всю страну независимое учреждение – ТОО «Тутовит». И то с боями. Самый показательный – дело об избиении гр-на Е. Кенжебекова двумя сотрудниками прокуратуры. Госэкспертиза признала полученные гражданином травмы лёгкими, что означало прекращение уголовного дела. «Тутовит», куда обратились родственники Кенжебекова, указал, что здоровью потерпевшего нанесён тяжкий вред, для устранения которого, кстати, потребовалось проведение трепанации черепа. Ещё до начала экспертизы в ТОО приходили некие должностные лица с «пожеланием» не проводить экспертизу, намекнув на возможность лишения лицензии. Ослушавшееся ТОО было тут же наказано проведением внеплановой проверки и незаконным лишением приложения к лицензии, которое давало право заниматься экспертной деятельностью.
Конечно, если откровенное враньё в заключениях госэкспертов получит слишком большой резонанс, можно и по шапке получить. Так по делу Кенжебекова были возбуждены уголовные дела за дачу ложных заключений на эксперта Талдыкорганского ЦСМ А.Раимбекова, директора Астанинского ЦСМ А.Ескулова и его экспертов Тазабекова и Васильчикова. А через пару месяцев – приостановлены. Также положены временно под сукно уголовные дела по делу Назарко на замдиректора ЦСМ Сатывалдеева и экспертов Бекмуратова и Тазабекова.
Это ещё мелочи. В своё время за липовые заключения были осуждены два жамбылских эксперта – Мамадияров и Арымбаев. Прошло некоторое время – и их тогдашний шеф Ескулов пошёл на повышение, став во главе экспертной службы страны. Сделали карьеру и бывшие осуждённые: Мамадияров стал главврачом детского противотуберкулезного санатория, а Арымбаев – зам.главврача областной туббольницы.
Ещё вопросы есть?