На заседании снова отсутствовали все три ответчика: Карлыгаш Жакиянова, непосредственно оставившая расписку о получении 1 млн долларов США в 2010 году от известного журналиста Гульжан Ергалиевой, её супруг - в прошлом оппозиционный политик Галымжан Жакиянов, и сестра Жакияновой Жанна Бектимирова, присутствовавшая при передаче денег.

Карлыгаш Жакиянова вместо Бостандыкского суда находится в Бостоне (США), Галымжан Жакиянов – в Китае. Представлявшая на суде их интересы адвокат Киселёва в самом начале попросила не счесть их отсутствие за неуважение к суду, так как на то, по словам адвоката, есть весомые причины. Истец Ергалиева в свою очередь выразила недовольство тем, что ни один из ответчиков не явился в суд и отметила, что "Китай – не Антарктида".

Суд удовлетворил ходатайство защиты истца о включении в материалы дела переписки по Skype, которая, по заявлению адвоката, подтверждает, что как минимум с ноября 2014 года Гульжан Ергалиева интересовалась судьбой своих денег. Ответчик же ранее заявляла, что о просьбе вернуть миллион долларов узнала только летом текущего года.

Стороны сделали несколько попыток, направленных на приход к мирному соглашению, но плодотворного результата они не дали. Ответчик отправил истцу своё предложение, в котором, по словам Ергалиевой, содержатся неприемлемые ультимативные требования.

"Любой недружественный шаг с вашей стороны и со стороны близких вам людей закроет все пути к мирному решению", - говорится в письме Карлыгаш Жакияновой.

Истец предложил свою формулировку пунктов мирного соглашения, но ответа от Жакияновой не последовало. Как объясняет адвокат ответчика, из-за разницы во времени между Алматы и Бостоном.


Фото informburo.kz
Интересы ответчика в суде представляет адвокат Инесса Киселёва

Сестру Жакияновой Жанну Бектимирову истец согласна из списка ответчиков исключить. Ергалиева хотела вызвать её в суд, чтоб та засвидетельствовала факт передачи денег. Также Ергалиева утверждает, что Галымжан Жакиянов сразу же в банке при получении денег попросил Бектимирову передать 200 тысяч долларов конкретному лицу. Сама Бектимирова на заседании отсутствовала и через адвоката озвучила свою позицию: к этим деньгам, помимо присутствия при передаче, она не имеет никакого отношения.

Защита Жакияновой также утверждает, что Галымжана Жакиянова вообще не было в банке 22 сентября 2010 года и не знает точно, был ли он в стране. Ергалиева предоставила диск с записью с юбилея её мужа – второго истца Сакена Шарипбаева, который отмечали двумя днями позже передачи денег. На ней присутствует Жакиянов, из чего следует, что в Казахстане он, по крайней мере, в тот период был.

Также в качестве доказательства стороной истца была предоставлена диктофонная запись разговора Сакена Шарипбаева с Галымжаном Жакияновым, где тот не отказывается отдавать деньги. Шарипбаев предложил ему забыть старую расписку и подписать новую бумагу, в которой будет установлен срок выплаты долга – до июля 2016 года. На предложение Жакиянов не ответил согласием и упрекнул мужа Ергалиевой в непорядочности.

Защита Жакияновых обвинила истцов в незаконности получения этой записи. На что Ергалиева в прениях пояснила:

"У моего мужа, инвалида второй группы, заболевание головного мозга, в связи с чем слабая память. Эту запись попросила сделать я, чтоб иметь представление о намерениях Жакиянова и о том, какие действия предпринимать дальше", - пояснила истец, попросив суд принять эту запись в качестве доказательства.

Главная точка несогласия сторон в том, что Жакияновы отказывается признавать полученную сумму займом. Жакиянов говорил, что это "бизнес-партнерство". Если это так, Ергалиева недоумевает, почему она никак не участвует в бизнесе Жакиянова. Его супруга называет это "спонсорской, благотворительной помощью". Её адвокат на суде передала, что Жакиянова согласна вернуть деньги, но ни в коем случае не как долговые обязательства, а исключительно по своей доброй воле, "обидевшись на процесс".

На прениях адвокат Ергалиевой отметил, что истцу всё равно, под каким предлогом это будет сделано, главное, чтоб деньги были возвращены, при чём по курсу доллара на 20 октября этого года, а не как предлагает ответчик, по расценкам 2010 года.

Адвокат ответчиков Киселёва продолжает настаивать, что сделки в иностранной валюте между резидентами РК запрещены в принципе, то есть расписка незаконна сама по себе и требуемая с ответчика сумма может быть и вовсе не выплачена. Защита Ергалиевой отметила, что у ответчика была возможность подать иск о незаконности сделки, однако этого сделано не было.


Фото informburo.kz
Гульжан Ергалиева на прениях сторон

"Я убедилась, что Жакияновы изначально не собирались отдавать мне мои деньги, - сказала Ергалиева во время прений сторон. - За эти пять лет я испортила всякие человеческие доверительные отношения с ними, ухудшила хронику по сердцу, от зрения осталось всего 15%.

Эти деньги я каторжным трудом заработала в газете "Свобода слова" своим авторитетом и способностями и ни коем образом не собиралась их никому безвозмездно дарить. Деньги я планировала сохранить для внуков и на свою старость, когда отойду от дел.

"Я доверила их близким проверенным людям, а в ответ услышала клевету и ультиматумы. Я имею все основания преследовать Жакияновых и в уголовном порядке и подозреваю, что я не единственная их жертва".

После окончания прений сторон судья Абайдельдинова попросила участников процесса ожидать оглашения решения суда, но после небольшого перерыва присутствующих оповестили, что решение огласят только завтра, 21 октября.