TeliaSonera не желает "буксовать" на рынке Казахстана, считает эксперт
Основным фактором, заставившим шведскую компанию, владельца Kcell, свернуть бизнес в Евразии, эксперт в области мобильных коммуникаций Светлана Черненко, отвечая на вопросы informburo.kz, называет снижение валютной выручки и неоднозначные перспективы её роста в будущем из-за малой гибкости евразийских операторов."Крупнейший оператор на рынке телекоммуникаций Казахстана по объему доходов и абонентской базе Kcell получил уведомление от мажоритарного акционера TeliaSonera (прямо и косвенно владеющего 61,9% акций в Kcell) о том, что им начат процесс по сокращению своего присутствия в евразийском регионе с последующим полным выходом из него", говорится в сообщении, распространённом оператором.
"Несмотря на планы TeliaSonera по выходу из Евразийского региона, компания "Кселл" остаётся работать на казахстанском рынке телекоммуникаций. Мы продолжим реализацию стратегии, ориентированной на нашего клиента, и будем дальше развивать услуги и передовые технологии для того, чтобы сохранить лидерство на рынке, обеспечить дальнейший рост компании и ее ценности для акционеров", – заявил главный исполнительный директор Kcell Арти Отс.
"Намерение TeliaSonera, безусловно, относится к состоянию дел в регионе в целом, – считает эксперт по телекоммуникациям глава представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко. – Поэтому сразу хочу исключить недавние проблемы Kcell со связью и с регулирующими органами, которые приводятся в новостях в одном ряду с решением шведского инвестора, как ключевая его причина.
Основным фактором я вижу снижение валютной выручки и неоднозначные перспективы её роста в будущем. Но девальвированные валюты – это лишь верхушка айсберга. Операторы нашего региона демонстрируют существенную косность в развитии. Мы не первый год говорим о том, что в текущих условиях зрелости и перенасыщения рынка операторам жизненно необходимо трансформироваться в поставщиков универсальных услуг".
Операторы, по мнению г-жи Черненко, сами об этом заявляют, но де-факто так и не могут отойти от концепции продажи "телефонии и интернета". Открытых моделей партнёрства с сервис-провайдерами и интеграторами по-прежнему нет. Очевидно, что самим поставщикам "околотелекоммуникационных" услуг не составит особого труда освоить небольшие рынки нашего региона, чем они и занимаются.
"Думаю, в этом ключевая причина того, то TeliaSonera хочет сконцентрироваться на европейском рынке, который в новых условиях развивается гораздо гибче и динамичнее, не желая терять время на "пробуксовки" трансформации", – отмечает эксперт.
Назвать предполагаемого покупателя доли шведского инвестора г-жа Черненко пока затруднется. Но склоняется к тому, что Кcell в недалекой перспективе всё же не избежать выхода на рынок фиксированной связи для предоставления комплексных услуг.
"Унифицированные коммуникации – это мировой тренд, да и конкуренты – Казахтелеком и Beeline – движутся в этом направлении. Поэтому сценарий с появлением у Кcell актива на рынке фиксированной связи вновь может стать актуальным", – считает эксперт.
Напомним, евразийский регион TeliaSonera включает в себя телекоммуникационные компании в Непале, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Молдове и Таджикистане. В сообщении TeliaSonera указывается, что процесс будет проходить поэтапно, от рынка к рынку, до полного выхода из региона.