Экологи и чиновники Усть-Каменогорска спорят о причинах загрязнения воздуха
На заседании экспертной комиссии по экологии специалисты в очередной раз попытались найти ответ на вопрос, как избавить Усть-Каменогорск от дымящих автобусов. Экологи констатировали, что несмотря на все предпринимаемые меры к нарушителям экологии меньше их не становится.По данным Департамента экологии по ВКО, в ходе рейдовых проверок совместно с УДП УВД Усть-Каменогорска в прошлом году было проверено 628 единиц автотранспортных средств, 189 виновных лиц привлечены к административной ответственности. И хотя целью рейдов являлось не наложение штрафных санкций, а недопущение к эксплуатации автотранспорта с повышенным содержанием норм загрязняющих веществ в отработанных газах, только с начала нынешнего года привлечено к административной ответственности 62 человека.
По данным ЖКХ, ежедневно на маршрутную сеть города, протяжённостью 700 километров выходит 319 автобусов и 97 микроавтобусов. Основную массу составляет транспорт китайского производства, кроме них пассажиров перевозят "россияне" и "европейцы". В целом парк подвижного состава перевозчиков составляет 565 автобусов и 239 микроавтобусов из них 318 со сроком эксплуатации менее 7 лет. А с 2012 году перевозчики стали активно обновлять свои автопарки и закупать только сертифицированные модели. А причиной чада и копоти, которые выбрасывают в городской воздух автобусы, называют некачественное топливо.
С мнением чиновников согласны и перевозчики. Они уверяют, что даже новые автобусы, при таком качестве топлива очень быстро выходят из строя, а экологический урон от такого небольшого количества выбросов сильно преувеличен.
"В 2013-2014 годах ТОО "Воско" закупило 48 новых автобусов. И через полгода эти автобусы начали дымить, вышла из строя топливная аппаратура, – говорит директор ТОО "Центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска" Владимир Панков. – Почему? Качество топлива. Ежедневно на линии выходит 319 автобусов, то есть 0,3% от общего количества автомобилей в городе. Пытаться сейчас все экологические проблемы транспорта свалить на автобусы – это просто уход от реальности. Бьём тех, кого проще проверить, а весь остальной транспорт не систематизирован и никому не подчинён".
Экологи не отрицают, что определённая доля вины за загрязнение воздуха ложится на поставщиков некачественного топлива, но тогда как объяснить тот факт, что 60-70% автобусов выходят на маршруты в исправном состоянии, а дымят только оставшиеся 30%? В ответ на этот вопрос автоперевозчики только разводят руками – ведь в том, что весь автотранспорт в обязательном порядке проходит технический осмотр, возможно, есть доля лукавства, потому, что часть автобусов принадлежит индивидуальным предпринимателям.
"И тем не менее, даже не в соседней стране, а всего-навсего в соседней с нами Павлодарской области проблема с общественным транспортом давно решена, – утверждает специалист Центра экологической безопасности Елена Полянцева. – Трамвайные переезды автолюбители здесь переезжают, даже не притормаживая, по городу ездят новые, исправные автобусы, а плата за проезд с таким удовольствием составляет 50 тенге. Всё дело в том, что в Павлодаре 60% автомобильного парка находятся в муниципальной собственности и, как и во всем мире, является дотационным, создавая при этом здоровую конкуренцию владельцам частных автобусных парков. ВКО, опережая всех по отчислениям экологических штрафов в республиканский бюджет, в вопросе экологии транспорта плетётся в отстающих".
По поручению акима ВКО сейчас рассматривается вопрос о создании двух муниципальных парков в Семее и Усть-Каменогорске. Уже создана рабочая группа, но, к сожалению, в условиях кризиса этот вопрос не стоит на первом месте.
Пока чиновники решают, создают и обдумывают, экологи продолжают бороться по мере сил с "дымящими автобусами" и предлагают жителям, сообщать о появлении на улицах города транспорта с выхлопами, превышающими все экологические нормы по телефонам доверия. Специалисты соответствующих организаций обещают сразу принять меры – автобус снять с рейса, а автопарк оштрафовать.