Доступность по принципу "здесь и сейчас". Аймагамбетов рассказал о депутатском запросе по проблемам ОСМС
Система штрафов фонда ОСМС сама же стимулирует персонал больницы делать приписки, считает депутат.Депутат мажилиса парламента РК, председатель Комитета по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов рассказал о подготовленном народными избранниками после анализа и обсуждения с экспертами депутатском запросе по проблемам ОСМС.
Что предлагают депутаты:
Первое. Обеспечить доступность медуслуг по принципу "здесь и сейчас". Сегодня, если человека хочет обследоваться на бесплатной основе, ему зачастую приходится ждать месяц, а то и три, а вот если платно – ту же услугу можно получить сразу же. И связано это в том числе с искусственно созданной проблемой финансирования. Фактически организации здравоохранения квотируются по видам услуг помесячно. Например, в месяц 10 КТ и 5 МРТ. А если обращений за этими услугами больше, то людей вынужденно записывают на следующие месяцы. В связи с этим предлагается отказаться от планового помесячного финансирования, обеспечив переход на оплату по факту оказанных услуг.
"Необходимо также конкретизировать виды медицинских услуг, оказываемых за счёт пакетов ГОБМП и ОСМС, во избежание путаницы у врачей и перетоков финансовых ресурсов. Проведённый анализ свидетельствует о наличии проблем, связанных с планированием финансирования. К примеру, дефицит финансирования по актуальным направлениям (консультативно-диагностические услуги) зачастую сопровождается неосвоением средств по другим направлениям (профосмотры, скрининги), т.е. часть проблем, связанных с финансированием отрасли, можно решить за счёт внутренних ресурсов, а именно через рациональное и обоснованное планирование", – пояснил депутат.
Второе. Устранить разрозненность медицинских информационных систем и излишнюю нагрузку на медработников. Сегодня у врачей практически нет времени на осмотр пациентов из-за того, что они вынуждены вместо осмотра пациента вносить его данные в разные информсистемы и заполнять формуляры. И лимитированное стандартом время осмотра одного пациента почти полностью уходит на работу за компьютером. Предлагается заполнение всей документации передать медицинским сёстрам, продолжить снижение нагрузки на одного врача общей практики за счёт расширения штатных единиц врачей, медсестёр и улучшения условий труда. Крайне важно также завершить работу по запуску единой информационной системы здравоохранения.
Третье. Следует решить проблему штрафов и приписок. Последние данные Фонда медицинского страхования свидетельствуют о наличии большого количества фиктивно оказанных услуг. По итогам проверки всего около 10% от общего объёма фонд выявил 52 тысячи приписок.
"С чем это связано? Во-первых, это система штрафов фонда, которая сама же стимулирует персонал больницы делать приписки. Здесь требуется полностью изменить модель финансирования, исключив выгоду от механизма приписок. Вторая причина – это возникшие перекосы в тарифах. Так, при увеличении заработной платы медработникам пропорционального роста тарифа на сами медуслуги не произошло. Получилось так, что зарплаты "съедают" большую часть тарифа, следовательно, меньше средств остается на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения, проведение обследований и анализов. В результате страдают качество медуслуг и сами пациенты. Такая ситуация с тарифами привела к росту кредиторской задолженности медорганизаций", – написал Асхат Аймагамбетов.
Он также указал, что по договору с фондом больницы должны иметь двухмесячный запас медикаментов на следующий календарный год, однако оплатить их надо до конца текущего года, а возмещение финансовых ресурсов за этот запас произойдёт в следующем году.
Депутаты считают, что необходимо срочно пересмотреть методику тарифообразования. При этом предлагается из медицинского тарифа вывести оплату коммунальных услуг, так как во всех регионах разная инфраструктура, разные погодные условия и стоимость самих коммунальных услуг, а также предоставить возможность относить понесённые расходы за создание так называемого несгораемого запаса лекарственных средств к объёмам следующего года.
Четвертое. Несмотря на статью 26 Закона об ОСМС, взносы государства за льготные категории граждан исчисляются исходя от медианной заработной платы, а не среднемесячной. Это влияет на наращивание дефицита в системе и в целом сказывается на качестве медуслуг. В предоставляемых отчетах считают среднемесячную зарплату по экономике, а когда дело касается финансирования здравоохранения – считают по медианной зарплате. Депутаты предлагают определиться с методологией исчисления взноса государства за льготные категории.
Пятое. Следует чётко определиться со статусом застрахованного. Некоторым гражданам отказывают в медицинской помощи в рамках ОСМС, несмотря на то, что они были постоянными плательщиками взносов, но по объективным причинам не оплатили последние три месяца и автоматически выпали из системы ОСМС. К примеру, это те, кто находится в длительных отпусках, на лечении, за рубежом более трёх месяцев. Таким гражданам зачастую не оказывают услуги узкого специалиста. Предлагается статус застрахованного определять при наличии взносов за 12 месяцев с начала действия ОСМС.
Шестое. Требуется законодательно установить максимальный объём медицинских услуг, передаваемых сторонним организациям. Это связано с передачей большей части объёма медуслуг субподрядным организациям. Небольшие организации осуществляют только первичный прием, и люди вынуждены обследование у узких специалистов проходить в разных клиниках, работающих по субподряду. Это неудобно самому пациенту и приводит к росту кредиторской задолженности, к созданию очередности и снижению качества услуг.
Седьмое. Необходимо обеспечить прозрачность деятельности фонда. Люди должны знать, сколько средств поступило, куда и на какие цели их направили, и иметь доступ к своим медицинским электронным паспортам здоровья. Только понятная и доступная информация о деятельности фонда сможет положительно сказаться не только на его работе, но и всей системы в целом.