Звон и шелест алтынов послышался сразу после того, как в СМИ заговорили о валютном союзе. Некоторые журналисты даже описали внешний вид новой валюты, предположили, что он будет похож на российский рубль. Однако г-н Сулейменов сомневается в том, что алтын появится в следующем году.

Поручение Путина, но не часть договора

На самом деле речь о новых деньгах не идёт. Владимир Путин поручил правительству и ЦБ проработать вопросы валютной интеграции. При этом г-н Сулейменов подчеркнул, что на уровне глав других государств эти инициативы не были согласованы.

– Создание валютного союза ещё не означает введение единой валюты. Об этом говорить ещё рано, – написал министр в ответе на запрос «Мегаполиса». – Объективных экономических предпосылок для введения единой валюты на пространстве государств-членов ЕАЭС пока нет. Не наблюдается достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций. По итогам 2014 года доля взаимной торговли наших стран в общем объёме внешнеторгового оборота составляет 11,7%. В Евросоюзе, например, объём взаимной торговли товарами, услугами, взаимными инвестициями всегда 60% и примерно таким остался. Хочу подчеркнуть, что уровень экономического взаимодействия между нашими странами является пока недостаточным. Кроме того, проведение единой денежно-кредитной политики на практике потребует проведения единой бюджетной и налоговой политик, чему нет предпосылок в договоре о союзе. Подобные обсуждения между сторонами не ведутся…

Сначала промышленность, потом Алтын

Для введения единой валюты, по мнению Тимура Сулейменова, экономики государств должны иметь схожий характер бизнес-циклов. В противном случае страна с рецессией будет ухудшать своё положение, а в благополучной стране ускорится инфляция.

Анализ внешней торговли государств союза, структуры их экспорта и импорта свидетельствует о сохранении пока сырьевой направленности экономического развития наших стран. В таких условиях введение единой валюты не представляется возможным, – уверен г-н Сулейменов. – В противном случае сохранится высокий уровень её волатильности от состояния мировых сырьевых рынков, а экономические шоки будут распространяться на весь экономический союз.

Министр считает, что для начала нам нужно сформировать единый рынок финансовых услуг, а уже потом говорить о единой валюте.

Союзная валюта – вызов доллару

Тем не менее, главным условием валютного союза является дедолларизация экономик наших стран. А это значит, что мы должны избавиться от бакса хотя бы во взаимных расчётах.

Отобрать у доллара кусок валютного пирога пытались многие страны. Лучше всех это получилось у Европейского союза. Валютный союз у европейцев начал функционировать с 1999 года, когда в безналичное обращение была введена единая европейская валюта – евро. А в декабре 2006 года в наличном обращении было уже 610 млрд евро – самая высокая суммарная стоимость наличных, циркулирующих в мире.

В марте 2006 года Азиатский банк развития принял решение ввести азиатскую валютную единицу акю, которая объединит 13 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Японию, Китай, Южную Корею и Тайвань. Предполагалось, что вес каждой валюты в акю будет определяться размером ВВП и оборотом внешней торговли. Формально азиатская валюта уже создана, но широкого применения не получила. У азиатских стран колоссальная разница в уровне экономического развития. В этом союзе Япония и Китай забивают своей мощью другие страны. Поэтому акю может стать резервной валютой только лет через 20-25, после того как азиатские страны проведут общую экономическую политику.

В марте 2009 года глава Народного банка Китая Чжоу Сяочуань предложил создать наднациональную резервную валюту, не привязанную к отдельным странам и сохраняющую стабильность в долгосрочной перспективе. Однако власти США отвергли предложение Китая, заявив, что необходимости в новой единой валюте нет.

Алтын – всему алтын

Создать единую валюту в ЕАЭС первым предложил Нурсултан Назарбаев. Он полагал, что новая денежная единица может объединить Казахстан, Россию, Белоруссию и Украину. В 2003 году президент даже обнародовал рабочее название валюты – алтын. В 2012 году эту идею поддержали Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Позже в договоре ЕАЭС появился пункт о том, что единая валюта может появиться в 2025 году. Теперь в связи со сложной политической и экономической ситуацией этот процесс может ускориться. Какими будут общие деньги и станут ли они аналогом некого «золотого стандарта», пока неизвестно.

– Обеспечение валют золотом стало неактуальным к 70-м годам XX века, – считает Тимур Сулейменов. – В настоящее время эмиссия денег осуществляется центральными банками стран исходя из целей денежно-кредитной политики, согласованных с задачами экономического развития. В любом случае, говорить о какой-то конкретике в этой части ещё рано.