Члены фракции "Ак жол" мажилиса парламента направили депутатский запрос с просьбой начать практическое рефинансирование кредитов всего пострадавшего от пандемии МСБ под 6%. Запрос адресован премьер-министру РК Аскару Мамину, Нацбанку и АРРФР.

Азат Перушаев отметил, что напрямую от пандемии и связанных с ней мер пострадало более 1 млн предпринимателей, приостановили деятельность из-за чрезвычайного положения и ограничений локдауна более 430 тысяч предпринимателей, значительная часть которых, по его словам, до сих пор не возобновила свою работу. Парламентарий считает, что наибольшие потери понесли сферы транспорта, торговли и услуг, общественного питания, гостиничный бизнес, операции с недвижимостью и другие.

Парламентарий подчеркнул, что со дня поручения Президента о рефинансировании всех кредитов пострадавшему МСБ под 6% прошло два месяца, но ни в одной области или городе до сих пор такое рефинансирование даже не началось.

"В большинстве случаев филиалы банков отказываются принимать соответствующие заявки предпринимателей, ссылаясь на отсутствие поручений головного офиса. А там, где заявки были приняты, они лежат без ответа. Про фонд "Даму" и институты развития даже не говорим, так как они в этих решениях зависимы от банковской системы. Фракция демпартии "Ак жол" считает недопустимой ситуацию, когда поручения главы государства тормозятся в бюрократической волоките, тысячи предпринимателей стоят на грани разорения, а выделенные на их поддержку сотни миллиардов лежат без движения", – сказал он.

Перуашев также попросил установить и привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших проволочку в исполнении поручения президента.

Члены фракции также направили другой депутатский запрос, где заявили о распространении практики массового уголовного преследования субъектов бизнеса, несмотря на объявленный главой государства мораторий. При этом проверки проводят не налоговые органы, а некие специалисты (нередко в лице сотрудников ДЭР либо департамента Агентства по противодействию коррупции).

"То есть основанием для возбуждения дел становится не налоговая проверка, а наоборот, некая справка или заключение постороннего лица, на основании которой назначается налоговая проверка. Такой подход стал массовым, от которого страдают всё больше предпринимателей в Шымкенте, Туркестанской, Актюбинской, Карагандинской и других областях. На фоне девятимесячного простоя бизнеса под влиянием пандемии такие действия Департамента экономических расследований (ДЭР) в буквальном смысле убивают бизнес", – сказал депутат Кенес Абсатиров.

Депутаты просят Генпрокуратуру провести проверку правомерности возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей, основанных на заключениях посторонних специалистов (в том числе ДЭР, ДАПК) и прекратить такие дела.