Какие меры примут в Казахстане, чтобы курс доллара не повышался к тенге в 2025 году, рассказали министр национальной экономики Нурлан Байбазаров и председатель Национального банка Тимур Сулейменов. 

Во время обсуждения поправок в бюджет спикер сената Маулен Ашимбаев обратил внимание на рост внутренней инфляции, которая влияет на курс и приводит к ослаблению тенге

"В то же время правительство ввело норматив по продаже экспортёрами части своей валютной выручки. Это тоже такой административный шаг, который направлен на стабилизацию курса. То есть мы всё равно влияем на этот курс. Мы не можем его просто так отправить в рыночное плавание. И в этой связи у меня уточнение, вопрос. Если мы примерно знаем, с чем были связаны последние колебания курса тенге, влияние этих же факторов не уменьшилось. Как в следующем году правительство, как Национальный банк, какие меры вы предполагаете принимать, чтобы резкого ослабления тенге не происходило?" – спросил он. 

Спикер отметил:

  • непредсказуемую геополитическую ситуацию;
  • риски по дальнейшему ослаблению валюты партнёров;
  • возможность увеличения добычи нефти в США, о чём заявлял избранный президент Дональд Трамп. 

Главной целью правительства, уточнил Нурлан Байбазаров, является реализация 17 крупных проектов, в том числе инфраструктурных, добывающих, промышленных. Также в этом году Казахстан заключил соглашения с большим количеством иностранных финансовых организаций.

"Благодаря этому мы рассчитываем, что в следующем году объём привлечения инвестиций в иностранной валюте в нашу страну сильно возрастёт. В результате вся эта валюта будет проходить через внутренний рынок, тем самым мы будем финансировать новые проекты. Вы знаете, что сейчас бюджет развития составляет всего 2 трлн тенге. Треть из них мы планируем направить в сельское хозяйство. Поэтому мы полагаемся на валютные инвестиции из-за рубежа. Таким образом мы обеспечим прохождение этих средств через наш внутренний валютный рынок. Это позволит нам увеличить объём предложения валюты на рынке. На этом сосредоточены наши основные усилия", – сказал министр. 

В свою очередь глава Нацбанка подчеркнул, что самое главное в вопросе курса – экономическое основание, так как курс является производной спроса и предложения.

"Если валюты иностранной на рынке много, значит, цена за единицу будет меньше. Поэтому если у нас будет приток иностранных инвестиций, которые приходят в долларах и конвертируются в уставные капиталы в другие какие-то инструменты уже в тенге, значит предложение валюты будет большое. И значит, курс на неё будет невысокий. Это здоровье платёжного баланса, это превышение экспорта над импортом, превышение нетто-инвестиций в страну. То есть и валовые инвестиции, и отток инвестиций должны быть в положительной зоне", – объяснил Сулейменов. 

Вместе с тем нужно учитывать взаимодействие между инфляцией и курсом. Поэтому в Нацбанке будут стараться совместно с правительством сдерживать инфляцию, доводя её до 5%.

Иные меры финансового регулятора более технического характера, добавил Сулейменов. 

"Они связаны с обеспечением предложения валюты на рынке. В последние дни, вот вы отметили также интервенции, которые нам пришлось проводить, была ситуация, когда единственным продавцом на рынке был Национальный банк. То есть никто не продавал, все только покупали. Это говорит о том, что рынок не считал курс справедливым и толкал его вверх. И чтобы он вообще не ушёл совсем далеко, нам пришлось сделать эту интервенцию и успокоить рынок. То есть дать валюту тем, кому она нужна была", – заключил глава Нацбанка. 

Ранее Нацбанк Казахстана ухудшил прогноз по инфляции на 2025 год. Его пересмотрели в сторону повышения до 6,5–8,5%, на 2026 год – до 5,5–7,5%.