Республиканская палата частных судебных исполнителей обратилась с письмом к председателю Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК Багдату Мусину, сообщает пресс-служба РПЧСИ.

В обращении частные судебные исполнители признались, что из-за множества законодательных и организационных пробелов между государственными госорганами эффективность исполнения документов по штрафам остаётся на низком уровне.

Авторы письма перечислили главные проблемы, решение которых, по их мнению, позволит повысить эффективность работы по взысканию административных штрафов.

Частные судоисполнители отметили, что в автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства вносятся исполнительные документы, по которым истёк срок давности предъявления к принудительному исполнению.

Также зачастую уполномоченные органы направляют исполнительные документы, по которым штраф уже погашен должником. В направленных материалах встречаются неверные данные – номер ИИН и номер удостоверения личности. Некоторые исполнительные документы поступают повторно, сообщили авторы обращения.

"При направлении электронного исполнительного документа судом либо уполномоченным органом в разделе "Должник" указывается неверный адрес должника. Создаётся ощущение, что данные места жительства не уточняются по базам данных, отдаётся на веру должнику", – отмечается в письме.

По словам частных судоисполнителей, в исполнительных документах неверно указывается сумма долга. Также нередки случаи несоответствия данных информационного сервиса КПСиСУ Генеральной Прокуратуры РК и фактическим обстоятельствам оплаты штрафа.

"В тех ситуациях, когда органы внутренних дел обнаруживают, что штраф оплачен должником до возбуждения исполнительного производства, исполнительный документ отзывают в порядке п. 3, ст. 49 Закона РК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей": Исполнительное производство считается оконченным в случаях возвращения исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ. При этом, такое исполнительное производство нельзя причислить к производствам, в которых было полное погашение долга. В связи с этим подразумевается, что долг не погашен, соответственно из Единого реестра должников данные не исключаются. Такое положение дел накладывает негативный отпечаток на работу частного судебного исполнителя, жалобы, проверки со стороны уполномоченных органов", – говорится в обращении.

Также частные судоисполнители констатировали, что установленный законом тридцатидневный срок на добровольное погашение штрафа не соблюдается или соблюдается формально. Это происходит не только из-за недобросовестности должников, но и из-за отсутствия уведомления, предусмотренного ст. 743 КоАП РК, добавили они.

"КоАП РК прямо предусматривает предварительную процедуру взыскания штрафа силами органа, вынесшего постановления и только при невозможности взыскания – направление исполнительного документа частному судебному исполнителю. При этом, удержание штрафа органом, вынесшим постановление, производится в срок, не превышающий шести месяцев. Однако на практике этого не происходит", – посетовали частные судоисполнители.

В письме они также отметили проблему отсутствия интегрированной базы МВД и автоматизированной информационной системой органов исполнительного производства. Это не позволяет частным судебным исполнителем установить факт оплаты должником штрафа, до возбуждения исполнительного производства или после, а также подтвердить факт полного исполнения без направления пакета документов.

Подытожив своё обращение, частные судоисполнители отметили необходимость усовершенствования интеграции информационных систем с судом и уполномоченными органами для улучшения документооборота и обмена информацией. По их мнению, это позволит повысить эффективность работы по взысканию штрафов.