В ходе исследования оценивался индекс открытости бюджета, который основывается на восьми ключевых бюджетных документах и отражает полноту содержания и уровень контроля со стороны соответствующих органов. 

"Шкала состоит из 100 баллов. Среднемировой показатель открытости бюджета равен 45 баллам. И хотя Казахстан перешёл на среднемировой уровень, но всё равно, по сравнению с нашими соседями, такими как Россия, Грузия, Кыргызстан, мы находимся в более худшем состоянии. Эта позиция описывает наше правительство, как предоставляющее ограниченную информацию о бюджете", - заявила директор центра исследований "Сандж" и член НБСК Жанар Джандосова. 

Так, по её словам, одним из основных недостатков республиканского бюджета является отсутствие связи с целью и средствами. 

"Часто финансы непонятно на что расходуются и не ясно, как увязываются с целью и политикой", - отметила она. 

Также, как отметили эксперты, в бюджете нет информации о государственном долге. 

"В проекте бюджета нет информации по составу госдолга. Есть цифра, которая отражает госдолг, но нет процентных ставок и сроков погашения долга. Нет того, кому мы должны", - сказала Джандосова. 

Как отметила член НБСК, в документе не отражается, что построено или достигнуто в результате потраченных средств. 

"Нет отражения фактических и конечных результатов. Это не сколько средств потрачено или освоено, а сколько конкретно построено дорог, какой они ширины, до какого пункта они проведены. К сожалению, такой информации бюджет не предоставляет", - пояснила она. 

Публикацию полугодового отчёта Министерством финансов специалисты отметили как положительный момент. Тем более что на законодательном уровне нет как такового требования для его обнародования. Тем не менее, по нему тоже оказались замечания. 

"Не совсем высокие оценки по нему, потому что он должен позволять удостовериться в эффективном выполнении программ. И он отличается от текущих. Там должны быть аналитика и объяснения, почему мы пересматриваем бюджет, вносим изменения. Эта часть должна занимать должное место", - подчеркнула Жанар Джандосова. 

По мнению представителей НБСК, самая главная проблема, влияющая на низкий уровень индекса открытости бюджета Казахстана, невовлечённость общественности в формирование бюджета. 

"Самый болевой момент – у нас нет участия общественности в формировании бюджета. Даже если публикуется бюджет, не дается достаточно времени, чтобы было время его обсудить. Не выявляется точка зрения общественности по бюджетным приоритетам. Нет публичных слушаний по макроэкономическим и финансовым основаниям для бюджета, и туда не приглашается общественность", - подчеркнула Джандосова. 

Таким образом, Национальная бюджетная сеть Казахстана предлагает ряд рекомендаций для улучшения процесса разработки и исполнения бюджета. Среди них специалисты требуют соблюдать своевременность, публичность и соответствие международным стандартам, повышать детализацию проекта бюджета. Кроме того: 

  • Публиковать пояснительную записку к бюджету
  • Отражать связь финансовых и нефинансовых показателей
  • Предоставлять информацию об активах госорганов и квазигосударственнего сектора
  • Вовремя публиковать гражданский бюджет
  • Создать механизмы по вовлечению общественности
  • Обеспечить консультации законодательных органов перед расходованием средств на ЧС
  • Требовать одобрения законодательного или судебного одобрения для смещения с должности руководителя главного контрольного органа 

Что касается местного бюджета, по нему у аналитиков также есть ряд нареканий. При этом директор центра поддержки правовых и экономических реформ Асель Крыкбаева отметила, что практически все регионы страны публикуют свои бюджеты. 

"У бюджета Астаны минимальная открытость по данному документу. Добюджетное заявление – прогноз социально-экономического развития. Является важнейшей информацией и обязательным для опубликования документом. Несмотря на это, в Западно-Казахстанской области опубликован не был. Утверждённый бюджет – тоже обязательный для опубликования документ. Но не все регионы публикуют его в достаточно большом объёме. В Астане, опять же, средняя открытость", - озвучила данные в ходе круглого стола  Асель Крыкбаева. 

Значительно лучше, по её словам, обстоит дело с доступностью годового отчёта. 

"Отчёты в течение года публикуются в минимальном объёме в Астане, Алматы, Мангистауской и Павлодарской областях. Годовой отчёт обязателен для публикации. В семи из 16 регионов опубликован в значительном объёме", - заключила она.  

Напомним, в ноябре прошлого года правительству пришлось спешно пересчитывать сформированный бюджет республики на 2016-2018 годы. Причиной тому стало изменение курса тенге по отношению к доллару. Тем временем, в середине февраля текущего года Министерство финансов представило отчёт, согласно которому бюджет Казахстана впервые за 20 лет был освоен почти полностью - на 99,8%.