За 10 месяцев зарегистрировано более 17 тысяч случаев интернет-мошенничества, сообщает Polisia.kz.

В МВД рассказали, на что чаще всего попадаются казахстанцы.

Самым распространённым способом остаётся интернет-торговля. На сайтах известных торговых площадок, в соцсетях и мессенджерах мошенники указывают заниженные цены за товар или услугу и просят предоплату либо полную оплату. В этом году зарегистрировано 6216 таких преступлений.

Чтобы не стать жертвой таких мошенников, необходимо:

  • пользоваться проверенными сайтами объявлений;
  • договориться об оплате после получения товара;
  • убедиться в наличии товара.

Доверчивые казахстанцы по-прежнему участвуют в различных схемах по быстрому преумножению денег путём вложений в брокерские компании и инвестиционные проекты, несмотря на их сомнительность и непрозрачность. С начала года жертвами таких схем стали 1957 казахстанцев, которые вложили свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты. В некоторых случаях для этого люди оформляли на себя кредиты.

Следующий распространённый способ – это телефонные звонки от имени сотрудников банков, правоохранительных и иных государственных органов. Сейчас фрод-звонки, совершаемые из-за рубежа, распознаются и блокируются операторами связи. За время работы этой системы пресекли более 63 млн звонков.

"Мошенники продолжают искать новые пути для обмана граждан. Сейчас в основном регистрируются мошенничества, совершённые путём звонков с использованием устройств sim-box с зарубежных номеров и через WhatsApp. Таким способом за текущий год совершено 4391 преступление. Для обеспечения сохранности денег граждан убеждают перевести деньги со счёта либо депозита на так называемый безопасный "страховой" счёт, который в последующем используется для дальнейших переводов либо обналичивания похищенных денег. Также граждане под убеждением мошенников либо добровольно сами оформляли на себя кредиты, либо под их диктовкой устанавливали на свои телефоны приложения для удалённого доступа и сообщали поступающие из банков коды sms-уведомлений. В некоторых случаях они закладывали либо продавали имеющееся имущество (квартира, автотранспорт), а вырученные деньги переводили на счета мошенников", – рассказали в МВД.

В полиции напомнили, что сотрудники банков или полицейские никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецопераций по телефону.

Набирает обороты также телефонное мошенничество, основанное на социальной инженерии. Доверчивые граждане под влиянием обмана мнимых сотрудников банков и правоохранительных органов лишаются своих накоплений, набирают неподъёмные кредиты.

В МВД напомнили меры предосторожности:

  • Ни в коем случае не следовать так называемым "телефонным" инструкциям якобы работников банков, брокерских, инвестиционных компаний или правоохранительных органов об оформлении кредитов, о продаже имущества и переводе денег на безопасные счета.
  • Никому не сообщать свои персональные данные, реквизиты, сроки действия, CVV-коды банковских карт.
  • Не устанавливать по просьбе посторонних лиц какие-либо мобильные приложения на свой телефон. Данные приложения могут предоставить доступ мошенникам к вашему устройству.
  • При покупке товаров и услуг не доверять персональные данные неизвестным и непроверенным сайтам. Без проверки не производить предоплату. Пробовать договориться об оплате после получения товара.
  • Не вкладывать денежные средства в сомнительные инвестиционные проекты. Перед вложением необходимо тщательно изучить фондовый рынок и легитивность того или иного проекта куда планируете вложить деньги.
  • Для установки приложений пользоваться только официальными источниками AppStore и PlayМarket.
  • Не переходить по ссылкам, которые направляют якобы для оплаты либо содержатся в СПАМ-рассылках от неизвестных контактов или в всплывающих окнах. Часто мошенники предлагают для оплаты перейти по ссылке, которая на самом деле является "фишинговой".
  • Чаще проверять движение денег на своих счетах.