Отец троих детей, инвалид I группы по зрению Мадияр Жанысбаев приехал работать в Алматы из области, потому что там работы для людей с инвалидностью просто нет. Сейчас он вице-президент молодёжной организации "Жигер", которая занимается адаптацией и реабилитацией людей с инвалидностью.

"Большинство наших ребят находят работу по государственным программам, это социальные рабочие места. Но эти места на полгода максимум. То есть человек работает полгода, а потом снова ждёт ежегодную госпрограмму. Государство в один момент вообще может перестать заниматься благотворительностью, и мы останемся у разбитого корыта. Чтобы этого не произошло, мы все задумываемся о том, что сами себе и своим семьям должны обеспечивать достаток, искать другие пути, создать что-то своё", – рассказывает он.


Мадияр Жанысбаев поговорил с представителями прокуратуры и НПП / Фото informburo.kz

Открытие своего бизнеса обычно подразумевает получение кредита. Но доступность кредитов – большая проблема для людей с инвалидностью в Казахстане. Вроде и нет никаких препятствий для получения инвалидами заёмных средств. Но взять кредит инвалиду практически нереально, так как банки заранее уверены в том, что подобные займы – это очень рискованные сделки.

"Банки полагают, что инвалид просто не сможет выплатить кредит. Тут есть ещё один подводный камень – возврат. Они не смогут ничего взыскать, потому что человек с инвалидностью не несёт обязательств за свои кредиты. Получается, с одной стороны закон защищает нас в плане возврата, но с другой стороны кредиты просто не выдают. Максимум выделяют 200-300 тысяч тенге, многие ребята эту сумму не смогли превысить", – говорит Мадияр Жанысбаев.

Мадияр рассказывает, что отношение к инвалидам у банков разное. Ему, клиенту с идеальной кредитной историей, в Алматы отказали в оформлении кредита, а в родном Талгаре оформляют без проблем, так как знают, что он способен своевременно выплачивать кредит.

"В Алматы менеджер банка даже не открыла компьютер, не посмотрела кредитную историю. Просто не стала со мной работать. Самое смешное в этой ситуации, что в Талгаре спустя час я взял 700 тысяч тенге", – вспоминает Мадияр неприятный случай трёхлетней давности.

Вместо собственноручной подписи инвалиды по зрению могут ставить печать – оттиск факсимильного воспроизведения своей подписи. Но в банке её считают нелегитимной.

"По их правилам заверять документ должен человек без инвалидности, либо с остатком зрения. Получается, я должен оформлять на кого-то доверенность, чтобы взять кредит. Я же не могу человека всё время с собой таскать", – отметил вице-президент организации.

Нужно либо менять законодательство, либо принимать новые правила внутри банков, считает Мадияр Жанысбаев. Прошло два года с момента ратификации Казахстаном Конвенции о правах инвалидов, и ОО "Жигер" намерено отразить все эти проблемы в альтернативном отчёте об исполнении конвенции.

О проблемах людей с инвалидностью Мадияр рассказал Палате предпринимателей в Алматы.

"Мы организуем ассоциацию людей с особыми потребностями при НПП, подключим к этому делу прокуратуру. Мы пройдём этот путь с любым человеком из ассоциации от начала до конца, чтобы самим увидеть все проблемы, которые встречаются. Если банки препятствуют кредитованию инвалидов, они понесут наказание", – прокомментировал ситуацию заместитель директора Палаты предпринимателей Алматы Кайрат Кудайберген.

Он придерживается мнения, что нужны полезные изменения в законодательстве для поддержки предпринимателей с ограниченными возможностями, которые хотят от микробизнеса перейти хотя бы к малому.