Общественный деятель Мухтар Тайжан на своей странице в Facebook раскритиковал Ассоциацию горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), выступающую за снижение налога на добычу полезных ископаемых, в частности на олово.

"Министры национальной экономики Тимур Сулейменов, финансов Бахыт Султанов и инвестиций и развития Женис Касымбек вместе с другими членами рабочей группы будут рассматривать вопросы горно-металлургического комплекса. Глава их ассоциации, господин Радостовец, давно просит дать им различные льготы, в частности для месторождения олова", – написал Мухтар Тайжан.

Он отметил, что речь идёт о 40 млрд тенге, или 121 млн долларов.

"Налоги платят все – крестьяне, врачи, студенты, малый, средний бизнес и так далее. Тогда почему мы должны освобождать от налогов именно разработчиков месторождения олова? Пусть разрабатывают, но пусть и платят налоги, как все другие", – считает Мухтар Тайжан.

Заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов рассказал, что в Казахстане отсутствует промышленная добыча олова, а единственное крупное месторождение этого металла – Сырымбет не осваивается уже более 20 лет.

"Несмотря на достаточно большие запасы, около 150 000 тонн олова, месторождение Сырымбет в Северо-Казахстанской области характеризуется сложными с точки зрения извлечения металла рудами, переработка которых требует уникальных технологических решений и применения лучшего мирового опыта", – пояснил он.

На сегодня к началу разработки месторождения готово приступить АО "Сырымбет". В планах компании строительство горно-металлургического комплекса производительностью два млн тонн руды в год.

"В действующем Налоговом кодексе для этого металла предусмотрена ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уровне 6%, которая была установлена ещё в 2009 году. Ставка является достаточно высокой, и при ней реализация проекта Сырымбет нерентабельна даже на уровне добычи, не говоря уже о выпуске продукции последующих переделов. В этой связи Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий поднимает перед уполномоченными государственными органами вопрос о необходимости снижения ставки НДПИ на олово. При этом, что хотелось бы особенно отметить, ни о каком обнулении НДПИ речи не идёт. Принцип платности недропользования никто, понятное дело, не отменял", – продолжил Максим Кононов.

АГМП предлагает вернуться к обсуждению уровня ставки, поскольку её текущий уровень представляет собой непреодолимый барьер для начала развития оловянной промышленности в Казахстане.

"Проект стоимостью свыше 100 млрд тенге позволил бы не только создать новые рабочие места, но и дать импульс развитию промышленности в СКО. На ГОКе будет создано более 600 новых рабочих мест, примерно столько же будет задействовано в обслуживании проекта – это и сервисные, и подрядные организации, и производители товаров. По нашим расчётам, даже при ставке НДПИ на уровне 1-2% проект будет приносить в бюджет страны около 7,5 млрд тенге в год в виде налоговых отчислений. Более высокой ставки НДПИ экономика проекта попросту не выдерживает, и он становится убыточным", – заявил заместитель исполнительного директора.

В АГМП считают, что в Казахстане в целом нужно отойти от мышления с точки зрения условных потерь бюджета, особенно когда речь идёт о проектах, реализуемых с нуля. Страны, являющиеся мировыми лидерами по объёмам привлечения инвестиций, имеют достаточно гибкие подходы к налогам. К примеру, в России в отношении олова применяется нулевая ставка НДПИ.