Аптечный кайф
Российская Федеральная служба по контролю по борьбе с наркотиками (ФСКН) бьет тревогу – за последние несколько лет увеличилось количество лекарственно-аптечных наркоманов. Однако отечественные наркологи уверены, что Казахстану это пока не грозит. Наши зависимые предпочитают проверенный кайф, считает нарколог Андрей Тен. Российская Федеральная служба по контролю по борьбе с наркотиками (ФСКН) бьет тревогу – за последние несколько лет увеличилось количество лекарственно-аптечных наркоманов. Однако отечественные наркологи уверены, что Казахстану это пока не грозит. Наши зависимые предпочитают проверенный кайф, считает нарколог Андрей Тен.
Главной причиной сложившейся ситуации директор ФСКН Виктор Иванов считает агрессивную телерекламу лекарственных препаратов, ряд из которых содержит наркотические средства или основу. Например, в ряде обезболивающих лекарств содержатся кодеинсодержащие препараты. Впрочем, кодеин не так уж и безобиден хотя бы потому, что его длительное применение приводит к зависимости. А если резко прекратить прием кодеинсодержащего препарата, может развиться синдром отмены.
– В принципе кодеин широко используется в медицине в качестве противокашлевого средства, – поясняет фармацевт Ирина Дробченко. – Кодеин обладает наркотическим действием, но более слабым, нежели морфин, однако это не мешает ему относиться к опиатным наркотикам. В отличие от токсичного морфина при лечении кодеин не вызывает эйфории. Однако при высоких дозах вызывает возбуждение, тошноту, чувство «тяжелой» головы и не оказывает снотворного эффекта. Но все же не безобидный это препарат. А поскольку кодеин входит в состав многих лекарственных препаратов, например, средства от кашля, популярные болеутоляющие препараты, человек может даже не подозревать о своем пристрастии, считая, что ему для нормального самочувствия необходимо «любимое» лекарство, в то время как на самом деле у него уже развилась наркотическая зависимость. Хотелось бы также отметить, что кодеин относится к числу самых распространенных наркотических средств, которые легко доступны для приобретения.
Так что же получается – если долго принимать болеутоляющие, можно стать наркоманом? По словам врача-нарколога Андрея Тена, очень даже можно, только «неправильным» наркоманом.
– Ну, если судить масштабно, то действительно происходит привыкание, но с кайфом от наркотика ничего общего. Это форма зависимости, – поясняет нарколог Андрей Тен. – Например, безобидный анальгин, если его часто принимать, а потом отменить, вызовет у больного синдром отмены. А этот синдром одно из проявлений синдрома зависимости. Физические нарушения могут варьироваться в зависимости от употребляемого вещества. Могут возникнуть и психические расстройства, например, беспокойство, депрессия, бессонница. Но, как правило, этот синдром легко купируется, если пациент продолжит принимать лекарство. Поэтому при приеме любого препарата необходимо помнить, что диагноз синдрома отмены ставится, только если он оправдан достаточной тяжестью проявлений. И этот синдром может возникнуть не только в отношении анальгина, но и многих других обезболивающих препаратов. Банальный аспирин, кстати, тоже достаточно опасная штука.
По словам врача-нарколога, как таковой лекарственной наркомании в Алматы нет.
– Наркозависимым нужно удовольствие, а «лекарственному» наркоману хорошо уже от того, что он тяпнул таблетку. Но иной раз возникает сильнейшая зависимость от медикаментов только потому, что больной делает из лекарств, которые продаются в аптеке без рецепта, сильнодействующий наркотик. Например, дезоморфин – производное морфия. По свойствам классифицируется как наркотический анальгетик, но он в девять раз сильнее морфина и в пять раз его ядовитее. А производят его опять-таки из кодеинсодержащих медикаментов. Но произведенный из препаратов, он в 15 раз токсичнее, чем героин. Последствия, которые несет этот наркотик, катастрофичны, недаром его называют «наркотиком самоубийц». Через полгода его применения человеческий организм начинает разлагаться, и спасти больного невозможно, к сожалению.
Как отметил Андрей Тен, если разбираться в наркосодержащих препаратах, то нужно прежде всего учитывать, к какой группе лекарств они относятся. Кроме того, все аналогичные препараты в больницах под строжайшим учетом.
– И потом, не забывайте, что даже пахучие капли сердечников корвалол или валокордин в Латвии считаются наркотиком, и если на территории этой страны вас с ним поймают, могут и срок дать, – подводит итог нарколог. – А все потому, что в список наркотических и психотропных препаратов любой республики стран СНГ внесен фенобарбитал. Однако стоит отметить, что запрещенный корвалол и валокордин приказом Минздрава РК входит в список лекарств, которые должны находиться в автомобильной аптечке любого водителя. Кстати, года два назад эти два препарата продавались по рецепту, потом Минздрав отменил постановление. Хотя, как отмечали фармацевты, ажиотажного спроса на эти лекарства никогда не было, слишком мало в них ценного для наркоманов вещества. Но хотелось бы все же отметить, что лекарственная зависимость – дело серьезное, и если вы почувствовали ее симптомы, лучше обратиться к врачу, который поменяет схему лечения и плавно снимет вас с препарата.