Антимонопольщики разъяснили, какое наказание ждёт спекулянтов
В антимонопольном ведомстве планируют создать горячую линию, которая будет принимать жалобы от казахстанцев на спекулянтов.Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК (КРЕМ ЗК) и Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" предупреждают всех продавцов о том что, КРЕМ ЗК имеет право начать расследование по признакам антимонопольного законодательства в случае спекуляции, прежде всего, на продовольственные товары первой необходимости; непродовольственные товары, имеющие высокий потребительский спрос (автомобили, оргтехника, предметы бытовой химии и так далее); а также имеющих мультипликативный эффект (нефтепродукты, товарный и сжиженный газ, уголь, мазут и так далее).
"Так, к началу расследований могут привести такие факты спекуляций субъектов рынка (или злоупотреблений доминирующим положением), как:
- установление монопольно высокой цены;
- введение необоснованных ограничений по производству и реализации товаров, имеющих спрос и при наличии возможности производства и реализации;
- создание искусственного дефицита на рынке путем изъятия товара из обращения продукции (статья 13 Закона РК "О конкуренции").
Также запрещаются соглашения и (или) согласованные действия субъектов рынка по:
- установлению и (или) поддержанию цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
- необоснованному ограничению производства либо реализации товаров (статьи 10,11 Закона РК "О конкуренции").
Совершение подобных действий влечет наложение оборотных штрафов от 3% до 5%, с конфискацией всего монопольного дохода (статья 159 КоАП РК). Кроме того, за указанные нарушения предусмотрена уголовная ответственность (статья 221 УК РК)", - отмечается в сообщении.
КРЕМ ЗК обращается ко всем продавцам и призывает осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, проводя обоснованную ценовую и торговую политику, с учетом объективных обстоятельств, в том числе касающихся:
- наличия остатков (запасов) продукции;
- неизменности себестоимости производства либо стоимости закупа продукции;
- пропорциональности роста реализуемой продукции к росту себестоимости производства либо стоимости закупа продукции (к примеру, необоснованно увеличение цены реализации товара на 20% при увеличении закупа либо себестоимости всего на 5%).
Сотрудники антимонопольного органа вошли в состав созданных при акиматах оперативных штабов по контрою за ценами, где с учетом существенного набора инструментов антимонопольного реагирования им отведена активная роль в сложившейся ситуации.
Помимо расследований антимонопольный орган ежедневно будет проводить мониторинг цен на основные социально – значимые товары.