Американская политика дешевых денег выгодна Казахстану
Федеральная резервная система (ФРС) США оставила базовую процентную ставку без изменений. В связи с чем финансовые структуры вздохнули свободнее, понимая, что устоявшиеся правила игры пока остались неизменными. Как долго продлиться такая ситуация, покажет время. Ведь уже в июне ФРС планирует поднять ставку, что, в свою очередь, может плохо отразиться на конъюнктуре финансовых мировых рынков. Однако казахстанские аналитики выразили сомнение в том, что Федрезерв пойдёт на беспрецедентные меры.Политика дешевых денег
Минувшая неделя для европейских и американских банков оказалась напряжённой в ожидании заседания ФРС, где, как ожидалось, Центральный банк под давлением ухудшающихся экономических перспектив даст более чёткий сигнал относительно сроков начала повышения процентных ставок.
Справка
Базовая процентная ставка является наименьшей процентной ставкой по кредитам, которые банки представляют юридическим и физическим лицам. Ставка ФРС находится в диапазоне 0-0,25% уже более шести лет – с декабря 2008 года. Ставка ЕЦБ – 0-0,5%. Как правило, данная ставка ниже процентных ставок по другим видам кредитов.
Нервозность обстановки буквально сразу же отразилась на фондовых рынках. Даже несмотря на позитивные данные по занятости в США (уровень безработицы упал с 5,7% до 5,5%) фондовые индексы демонстрировали снижение. Однако регулятор США оставил ключевую процентную ставку на рекордно низком уровне в 0-0,25% годовых. При этом комитет ФРС исключил из общего сообщения формулировку о готовности проявить терпение в отношении сворачивания ультрамягкой денежно-кредитной политики, чем дал понять, что Федрезерв придерживается своего плана по запуску первого этапа ужесточения монетарных условий в 2015 году, но не ранее июня.
Планы ФРС подтверждаются и заявлением её президента Далласа Ричарда Фишера, который, выступая в Хьюстоне, озвучил весьма любопытную мысль, суть которой сводилась к тому, что американская ФРС не должна откладывать повышение ставок, ибо отсрочка ужесточения монетарной политики создаёт риск рецессии в Штатах. Которая, по расчетам американского гуру по финансам Патрика Янга, должна произойти ещё до истечения президентского срока Барака Обамы. Эксперт не исключает, что перегруз американской экономики сильно отразится на слабых европейских государствах. В своей статье Патрик Янг пишет, что рецессия сильнее всего ударит по зарубежным рынкам, и даже слабый спад американской экономики вызовет волну проблем в европейских странах, существующих за счёт кредитов.
Между тем, европейские фондовые индексы уже седьмую неделю закрываются в плюсе. Можно предположить, что такой оптимизм связан с ожиданиями более длительного сохранения рекордно низких ставок в США и с запуском ЕЦБ новой программы количественного смягчения (QE). Европейский центральный банк (ЕЦБ) ещё в январе текущего года принял решение не менять базовую процентную ставку по кредитам, оставив её на рекордно низком уровне 0,05%. Таким образом, продолжая политику «дешёвых денег» и повышения конкурентоспособности европейских экспортеров, он фактически даром предоставляет кредиты банкам.
Как сообщает агентство Bloomberg, член совета управляющих Европейского центрального банка Эвальд Новотны полагает, что процентные ставки не следует оставлять ниже нуля в течение продолжительного времени. Поэтому и процентные ставки, и доходность госбондов при нормализации инфляционных ожиданий будут возвращаться к норме.
Как повышение ставок ФРС повлияет на процентные ставки в Казахстане
Как заметил финансовый аналитик КИСИ Вячеслав Додонов, разговоры о повышении ставок ФРС длятся не первый год. «Судя по противоречивой волне заявлений и слухов, повышение ставок предполагается не раньше июля. Но на казахстанской банковской системе это никак не отразится», – отметил аналитик.
Другое дело, если рассматривать ситуацию в глобальном масштабе. Если ФРС поднимет ставки, разрушится вся мировая финансовая система. Начнет падать всё: фондовые рынки, товарные (нефтяные) рынки. В этом случае волна рецессии может докатиться и до Казахстана, поскольку происходящее на развитых фондовых рынках автоматически сказывается на развивающихся рынках.
Если акцентировать внимание на возможном развитии товарных рынков, то здесь, на первый взгляд, из-за возможных повышений ставок ФРС может снизиться экономическая активность, что непосредственно скажется на объёмах поставок наших товаров. Но данная ситуация выглядит скорее надуманной.
Другое дело, что и для Казахстана гораздо важнее вопрос ценовой политики на товарных рынках. Если американская или европейская резервные системы решат повысить базовые процентные ставки, цены на нефть автоматически пойдут на снижение, что сильно ударит по экономике РК. «Для нас гораздо важнее не рецессия в Европе или где-то ещё, а ценовая конъюнктура на нефтяном рынке», – резюмирует Вячеслав Додонов.
На валютном рынке в случае каких-либо изменений тоже могут возникнуть нежелательные проблемы. Повышение или хотя бы только предполагаемое повышение базовых банковских ставок в Америке будет означать укрепление курса доллара против других мировых валют (евро, йены, фунта...). Укрепление доллара, в свою очередь, может привести к серьёзным последствиям для мировой экономики. По оценкам крупнейшего международного инвестиционного банка Jefferies, с сентября прошлого года по январь 2015 года доллар вырос на 6% относительно других мировых валют. По данным ФРС, со второй половины 2014 года курс доллара по отношению к валютам основных торговых партнёров США вырос на 7%.
Пока экономический рост Китая замедляется. Еврозона и Япония также столкнулись с экономическими проблемами. Поэтому, в отличие от ФРС, они далеки от ужесточения денежной политики, действуя в сторону её смягчения. Аналитики HSBCрезонно опасаются, что снижение валютного курса в странах Еврозоны может привести к потере доверия к евро.
В странах Таможенного союза и ЕАЭС, где и так существует высокая степень долларизации экономик и большая зависимость от сырьевых продаж, чрезмерное укрепление американской валюты и смена правил игры на мировых рынках вовсе не выгодны. Ведь если страна экспортирует больше товаров, чем импортирует, её национальная валюта должна быть достаточно крепкой. В ином случае для обеспечения конкурентоспособности производимых товаров на мировом рынке Нацбанку придётся девальвировать курс национальной валюты.
Кстати, возможно именно с необходимостью получения стабильности на валютном рынке и связано недавнее очередное предложение президента России Владимира Путина о единой валюте ЕАЭС.
Справка
20 марта на встрече глав ЕАЭС в Астане Владимир Путин заявил о необходимости создания валютного союза и координации монетарной политики стран-участниц Евразийского экономического союза. «Мы условились с партнёрами продолжить координацию монетарной политики. Думаем, пришло время поговорить и о возможности формирования в перспективе валютного союза», – отметил президент России.
В Казахстане, согласно совместному заявлению правительства и Нацбанка, озвученному в декабре 2014 года, валютная политика должна быть направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Сегодня пока сложно однозначно сказать, насколько выгоден Казахстану новый валютный союз.
Одно дело, если речь идёт лишь о координации валютно-денежной политики стан ЕАЭС. И совсем другое, если будет предпринята попытка заменить все национальные валюты стран ЕАЭС новой единой. В этом случае, как считает Вячеслав Додонов, создание единой валюты не выгодно никому, ибо этот шаг в разных государствах несёт высокие риски. Оно и понятно: в странах ЕАЭС нет единой налоговой системы, банковского законодательства и других не менее важных условий. При этом валютный союз для большинства участниц ЕАЭС означает отказ от самостоятельности. Но, учитывая сильную зависимость наших стран от цен на нефть, это совсем не гарантирует им большие притоки капитала или большую стабильность.
Можно предположить, что в случае повышения ставок ФРС риски для развивающихся экономик, где наблюдается высокая степень долларизации, неизбежны. Пока ФРС играет по общепринятым правилам, конъюнктура финансовых мировых рынков находится в относительном покое. Вопрос лишь, как долго продлится эта программа политики ФРС. Ведь до сих пор непонятно, что США будет делать с пассивами регулятора, которые составляют 4,38 трлн долларов, по сравнению с докризисными 880 миллиардами.