Алкоголем и куревом - по исламистскому экстремизму
Того, кто не курит табак и не употребляет алкоголя, следует, по мнению властей Синцзян-Уйгурского автономного района, причислять к мусульманским экстремистам.Остриё атаки - на внешнего врага
Такой вывод можно сделать из статьи в Christian Science Monitor со ссылкой на "Радио Свободная Азия" (Radio Free Asia). В публикации прослеживается стремление американцев выставить в неприглядном свете правительство КНР и усугубить трения между ним и окраинными этническими меньшинствами метрополии, выступив в защиту последних.
В недавнем прошлом напряжённость во взаимоотношениях между мусульманами СУАР и пекинскими властями не носила столь острого характера. Представителям меньшинств не возбранялось выезжать за пределы страны и даже становиться под знамена исламистских группировок, таких как Талибан (не зря никто иной, как внук самого председателя Мао, был назначен тогда военным атташе в Пакистане и распоряжался поставками китайского оружия талибам и другим, сражавшимся против афганской группы советских войск ополченцам). Таким образом, остриё внутреннего протестного потенциала религиозно-экстремистского толка Поднебесной старательно направлялось на некоего внешнего врага. О чём, кстати, упоминается в книге Роже Фалиго "Секретные службы Китая: от Мао до Олимпийских игр").
Однако с тех пор обстановка в СУАР изменилась, и выступления тамошних радикалов против пекинской власти участились.
Дать экстремисту в зубы, чтоб дым пошёл
Многолетний опыт борьбы с сепаратистами из СУАР показал Пекину, что силовые методы тут нередко приводят к результату, обратному желаемому: вместо того чтобы смириться и прогнуться перед властью, сопротивление, напротив, начинает радикализироваться и расширять свои ряды. Да и мировое сообщество неодобрительно относится к акциям типа той, что в своё время ославила на весь мир площадь Тяньаньмэнь. Тогда-то, видимо, и был придуман китайской разведкой новый, бескровный способ ослабления радикальных исламистских сил в стране посредством разрушения их морального единства с помощью агрессивного насаждения в массах табакокурения и алкоголизма. Образно говоря, дать каждому потенциальному экстремисту в зубы, чтоб дым пошёл.
В стремлении обуздать то, что они рассматривают как религиозный экстремизм, в районе Синьцзяна на северо-западе Китая китайские власти приказали мусульманам, владеющим магазинами и ресторанами в регионе, продавать сигареты и алкоголь "выставляя их в витринах так, чтобы бросались в глаза", сообщило Радио Свободная Азия, поддерживаемое правительством США. В случае неповиновения магазины будут закрывать, а владельцев подвергать преследованиям.
Подрыв устоев руками самих верующих
Употребление алкоголя, как и других одурманивающих веществ, повсеместно считается "харамом", то есть грехом в мусульманской культуре. Таковой же запрет многие правоверные мусульмане распространили и на табак. Вообще этнические уйгуры, китайское мусульманское меньшинство, по которым ударило это распоряжение, издавна подвергались дискриминации и притеснениям со стороны властей. Но такого изощрённого давления, понуждающего самих верующих подрывать основополагающие устои ислама, до сих пор не было
Как сообщает RFA, власти обнародовали этот анти-исламский указ за два дня до вступления его в силу.
Владельцев магазинов и ресторанов обязали к этому сроку выставить в своих торговых заведениях по меньшей мере пять различных сортов алкогольных напитков и сигарет. Причём товар этот должен быть обеспечен завлекательной, красочной рекламой, а "те, кто проигнорируют это указание и ничего не сделают, станут свидетелями того, как их магазины опечатают, бизнес приостановят и против них предпримут соответствующие юридические действия".
Повторим, что ислам не одобряет употребления одурманивающих веществ, но самим предпринимателям не запрещено их продавать. Однако по мере того как воздержание от курения и пьянства среди местных мусульман распространяется всё шире, многие бизнесмены-уйгуры вообще перестают торговать товарами, попавшими под табу. Секретарь партийного комитета села Акташ - Адил Сулайман сообщил RFA, что указ власти издали для того, чтобы преодолеть в местной мусульманской среде обет воздержания от вина и табака.
Кампания жёстких ударов
"У нас сейчас проводится откровенная кампания по ослаблению религиозных устоев, и указ - часть этой кампании", - рассказал м-р Сулайман. - Начиная с 2012 года, многие предприниматели перестали продавать алкоголь и сигареты в своих заведениях. Даже те, кто финансово выигрывал от таких продаж, отказались от них, опасаясь презрения публики. Вот чтобы преодолеть эту тенденцию - и был издан этот указ".
Сулайман добавил, что Китай предпринял ряд кампаний "жёсткого удара", пытаясь ослабить религиозные твердыни, особенно в густонаселённом уйгурами Синьцзянском районе. Многие представители власти прямо рассматривают воздержание от курения как форму "религиозного экстремизма" и считают, что путём массовой алкоголизации населения и широкого распространения среди людей никотиномании смогут пресечь терроризм и сепаратизм.
Многие уйгуры говорят, что эти действия убедительно доказывают факт их преследований властями. Люди рассматривают эти указы как репрессии против религии и подавление культуры. Human Rights Watch ещё в 2013 году обозначила такую политику китайских властей как систематическую дискриминацию национальных и религиозных меньшинств.
Атмосфера страха и преследования
"Под видом борьбы с терроризмом и сепаратизмом правительство поддерживает всеобъемлющую систему дискриминации уйгуров и других этнических меньшинство в СУАР и резко ограничивает их возможности для религиозного и культурного самовыражения. Всеобщая атмосфера страха, насаждаемая властью среди уйгурского населения, вносит свой вклад в растущую этническую поляризацию в КНР. Среди факторов, поддерживающих эту мрачную атмосферу, также повсеместное присутствие секретной полиции, недавние истории бесследного исчезновения людей и откровенно политизированное судопроизводство".
Отнюдь не улучшает взаимоотношений власти и населения СУАР и официальный запрет государственным служащим и детям посещать мечети и соблюдать пост в Рамадан, на ношение женщинами паранджи, а мужчинам – на отращивание длинных бород.
Напряжённость между китайским правительством и уйгурской общиной особенно услилилась после ряда привлёкших внимание мировой общественности кровавых атак властей на этническую и религиозную оппозицию в СУАР весной 2014 года, приведших к гибели по меньшей мере 60 человек.
В докладе Human Rights Watch говорится, что у всякого правительства, безусловно, есть право пресекать акты насилия, инициируемые оппозицией, но в данном конкретном случае откровенно "дискриминационная и репрессивная политика властей в отношении меньшинств только усугубляет проблему".
Помогут ли усилия Пекина путём массовой алкоголизации населения СУАР и широкого распространения в регионе табакокурения "ослабить религию" и снизить угрозы терроризма и сепаратизма в Поднебесной или же, наоборот, усугубят проблему? - задаёт вопрос радио RFA.
И даже если новая тактика умиротворения этнической и религиозной оппозиции, инициированная Пекином, нынче сработает, не слишком ли высокой окажется цена за создание этой временной политической стабильности и не взорвётся ли в итоге синьцзян-уйгурская бомба несколько позже, но с гораздо более страшным кумулятивным эффектом?..