Что случилось. В акимате Алматы сообщили, что задолжали выплаты субсидий перевозчикам на сумму около 4 млрд тенге.

Разъяснения акимата. Ситуацию прокомментировал заместитель руководителя управления городской мобильности Алматы Сымбат Мырзагулов.

"Декабрьские деньги мы заплатили в феврале. Мы оплачивали не всю сумму, но мы оплачивали где-то по 50%, не получилось так, что автопарки вообще без денег остались. В прошлом году, когда была пандемия, да, они работали, они помогали, но город тоже им помогал с ГСМ. Мы этого не допустим (чтобы автопарки остановили работу. – Авт.). Задолженность порядка 4 млрд тенге. В прошлом году пассажиропоток упал с марта, но где-то с ноября месяца мы выходим на показатели 2019 года", – сообщил Сымбат Мырзагулов.

Чиновник отметил, что постоянных задержек в выплате субсидий нет. По его словам, основная проблема заключается в пересмотре тарифов на социально значимые перевозки. 

"Проблема сейчас в расчётах. Мы сейчас расчёты перепроверяем, проверка ещё не закончена. Как закончится, мы предоставим расчёты. Автопарки не остались без денег, мы им деньги выплачиваем: мы им субсидии платим, и они получают ещё деньги с билетов", – сказал он.

Перевозчики заявили, что влезли в долги. Директор автопарка "Мадина" Бекежан Тыныштыкбай заявил, что акимат Алматы задерживает субсидии с начала года. 

"По просьбе акимата мы, частные автопарки, на 100% обновили автобусы. Взяли кредиты, в лизинг взяли автобусы. Новые расчёты по субсидиям, согласно нашим данным, они не утвердили, поэтому у нас идут большие задержки. Автопарки испытывают проблемы с покупкой топлива, запчастей, выплатой зарплат. Нас сейчас просят приобрести новые автобусы на газе, но мы не может даже обслужить текущие кредиты", – сказал он.

Глава автопарка добавил, что в прошлом году был маленький пассажиропоток и выплаты субсидий были маленькие. В этом году пассажиропоток увеличился, и акимат не может выплатить субсидии. 

"Задержки в том, что они начинают проверять стоимость автобусов, доходность, но у нас всё прозрачно, все пассажиры оплачивают через электронную систему билетирования, поэтому пассажиропоток виден. Я думаю, что, возможно, в бюджете не хватает денег, поэтому 50% оплачивают", – сказал Бекежан Тыныштыкбай.

Он отметил, что проблема заключается в долгих расчётах новых тарифов за проезд в автобусах для выплат субсидий. У автопарка образовался долг за запчасти – 17 млн тенге и за топливо – 33 млн тенге.

"В мае мы получили за февраль и март и за апрель 50%. Остальные деньги сказали, что будут пересматривать. Центр развития Алматы проверял, ревизионная комиссия проверяла, но ищут причину снизить тариф. Они считают, что в прошлом году выплатили 22 млрд тенге субсидий, в этом году как минимум в два раза увеличилась сумма. Мы объяснили, что в прошлом году был пассажиропоток меньше, а в этом году он увеличился и появились новые автобусы, новые маршруты.  Придётся полностью остановиться, как мы можем существовать, если банки и лизингодатели могут забрать автобусы? Это приведёт к тому, что общественный транспорт встанет", – сказал он.

Директор ТОО "City Bus" Егор Жиглов сообщил, что его автопарк также испытывает трудности.

"Прошлый год у нас был настолько провальный, мы еле сейчас висим на волоске. Нам задерживают субсидии, постоянные отсрочки. Это сильно влияет на качественную работу компании, на развитие. Это производство, которое не останавливается. Если вовремя не будем финансироваться, соответственно не будет развития. От выплат субсидий зависит ремонт автобусов, водитель, если не будет получать зарплату, уйдёт, будет большая нехватка. Как последствие, будет переработка кадров, то есть приведёт к усталости", – добавил Егор Жиглов.

Почему это важно знать. Субсидирование работы перевозчиков – это способ удержания тарифа в размере 80 тенге для горожан. От своевременных выплат из бюджета зависит качество работы общественного транспорта. Задержки приводят к тому, что автопарки не могут вовремя ремонтировать автобусы, а это повлияет на интервал движения. Кроме того, в случае, если компании просрочат выплаты по кредитам, банки заберут автобусы, и город останется без общественного транспорта.