Ежегодно из бюджета на функционирование футбольных команд в Казахстане выделяются миллиарды тенге. И хотя к прогрессу в играх клубов, сборной, улучшению инфраструктуры эти колоссальные средства не приходят, есть много лиц, заинтересованных в том, чтобы бюджет и дальше вкладывался в игру миллионеров.

Наша газета уже рассказывала, что в Павлодаре завершился судебный процесс, в котором футбольный клуб «Иртыш» обязали выплатить 400 (четыреста) тысяч долларов российскому агенту Михаилу Пузанову в качестве вознаграждения за подписание контрактов с футболистами.

«Мегаполис», не поддерживая ни ту ни другую сторону в этом разбирательстве, получил несколько документов, которые позволяют составить мнение о финансовых нравах в казахстанском футболе.

В декабре 2012 года директору павлодарского «Иртыша» Марату Мустафину было не до новогодних праздников. Клуб в его лице подписывал контракты, а также заключал соглашения о выплатах агентам. Одним из самых активных игроков на трансфертном рынке в тот период оказался россиянин Михаил Пузанов.

22 декабря между ним и Маратом Мустафиным были подписаны первые два соглашения. За подписание контракта с Сергеем Ивановым клуб в лице директора обязался выплатить вознаграждение в размере 25 тысяч долларов. Футболист Антон Чичулин, «зафрахтованный» «Иртышом», должен был обогатить агента ещё на 50 тысяч $.

Три дня спустя г-да Мустафин и Пузанов заключили ещё несколько договоров. Благодаря тому, что «клуб при содействии агента подписал с профессиональным футболистом… трудовой договор на взаимно согласованных условиях», «Иртыш» обязался выплатить вознаграждения в размере:

– 50 тысяч долларов за Вячеслава Котляра;

– 25 тысяч $ за Владислава Чернышова.

Гигантские для среднестатистического гражданина суммы меркнут по сравнению с компенсацией, которая была обещана агенту за переход узбекского нападающего Улугбека Бакаева. Документально подтверждённых данных у нас нет. Но, учитывая установленную судом задолженность перед клубом в размере 400 тысяч у.е., сумма компенсации в размере 200 тысяч долларов не выглядит нереальной.

Впрочем, в отношениях между «Иртышом» и Пузановым было не всё гладко. В ноябре 2013 года россиянин обратился с письмом на имя Марата Мустафина. В нём он потребовал «погасить образовавшуюся передо мной задолженность в размере 365 тысяч долларов до 07 ноября 2013 года».

Также г-н Пузанов большую часть письма посвятил ситуации с игроками Пасиченко и Халмуратовым. Уважаемый агент указал, что согласно «п.п.3.1.5 ст. 3 Агентского соглашения клуб имел бы право требовать с меня компенсацию в размере 50% от общей суммы агентского вознаграждения, в случае обнаружения у футболиста травмы, полученной ДО заключения с ним трудового договора и скрытой при подписании трудового договора. Но такого случая нет».

О тех событиях, что развивались в 2014 году, многие наслышаны. Новый директор клуба Халимжан Ержанов обратился в гражданский суд, требуя признать недействительными соглашения с агентом за подписания контрактов с игроками Чернышовым и Ивановым, которые к тому моменту отыграли за «Иртыш» несколько лет. Но Павлодарский городской суд (как и палата по разрешению споров при федерации футбола Казахстана) посчитал в данной ситуации правым Михаила Пузанова.

В этой истории нет правых и виноватых, и мы ни в коем случае не подвергаем сомнению справедливость решения суда или законность заключённых соглашений. Также «Мегаполис» допускает, что в других клубах отечественной премьер-лиги суммы вознаграждений другим агентам могут быть ещё выше.

Мы всего лишь хотим поздравить казахстанский футбол с тем, что в нём крутятся такие деньги. А вот налогоплательщикам хотим посочувствовать. Когда вы придёте на стадион, помните: это за ваш счёт серьёзные люди играют в игры с солидным призовым фондом.