Смена ряда руководителей высшего звена в силовых органах республики, которую мы наблюдаем последние пару недель, вызвала определённые разговоры в обществе. Но, по моему мнению, не стоит увлекаться какими-то конспирологическими заговорами. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что освобождение от должностей заместителей первых руководителей Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства обороны вызвано серьёзными упущениями в их работе. Возможно, даже проколами в организации оперативно-служебной деятельности по тем направлениям, за которые были ответственны по своему функционалу должностные лица.

Каковы действительные причины? Всему своё время. Рано или поздно мы об этом узнаем. Но не думаю, что тому предшествовали какие-то события, которые, как в начале 2022 года, привели к замене как первых руководителей, так и заместителей силовых органов. 

Напомню, освобождение от должностей руководителей силовых структур всегда проходит по распоряжению главы государства. То есть эти должности входят в номенклатуру президента. Ну а распоряжения производятся на основании обоснованных мотивированных представлений руководителей ведомств.

Подбор и назначение на эти должности лиц производится с учётом оценки профессиональной компетентности, деловых качеств, преданности порученному делу, патриотизма. Ну и, само собой, учитываются возможные коррупционные проявления за период службы указанных назначенцев. То есть в комплексе проводится анализ многих факторов, и только после этого появляется соответствующее распоряжение. И, на мой взгляд, руководители служб системы Комитета национальной безопасности, основных служб внешней разведки и антитеррора были достаточно подготовленными и ответственными.

Необходимо учитывать и то, что в подчинении человека, который возглавляет эти службы, находится достаточно много подготовленных руководителей и сотрудников. Но когда принимается решение об освобождении руководителя, то это никоим образом не может влиять как на работу отдельных подразделений, так и в целом на безопасность республики.

И сейчас я не ожидаю, что смена руководителей служб внешней разведки и антитеррора в Комитете национальной безопасности каким-то образом повлияет на организацию работы этих направлений и безопасность нашей страны. Есть у них достаточно подготовленные заместители, есть руководители других служб, которые в порядке ротации могут возглавить подразделения.

Уверен, что на достаточно высоком и ответственном уровне эти службы будут продолжать свою работу. Поэтому не ожидаю каких-либо серьёзных последствий для оперативной работы Комитета национальной безопасности или Министерства внутренних дел.

То же самое касается налаженного взаимодействия между силовыми ведомствами республики при выполнении возложенных на них задач. Это взаимодействие основывается как на законодательстве страны, так и на внутриведомственных и межведомственных соглашениях. Руководители приходят и уходят, но взаимодействие между структурами как было, так и дальше будет осуществляться, потому что перед всеми этими структурами стоит общая задача. Это обеспечение безопасности, поддержание на должном уровне правопорядка, совместная борьба с преступлениями разного рода, которые могут влиять на стабильность общества.

Если говорить о принципах кадровой работы, то она изначально строится на единоначалии. Каждое ведомство возглавляет серьёзный и ответственный руководитель. Естественно, от него многое зависит в организации работы министерства, комитета или агентства. На данный момент я считаю, что все руководители силового блока – это люди, прошедшие испытание временем. Они заняли свои посты в сложнейший для страны период – после событий Трагического января. По прошествии почти трёх лет они возглавляют работу силовых ведомств на достаточно профессиональном уровне.

Что касается кадровой политики, то я хотел бы подчеркнуть, что она строится на принципах открытости. Раньше о тех или иных перемещениях или назначениях мы узнавали не из средств массовой информации, а из узун-кулака (народные новости. – Ред.). Об отставках и назначениях становилось известно лишь по прошествии определённого времени.

Теперь мы наблюдаем иную картину. Об освобождении или назначении того или иного руководителя сообщения в официальных средствах массовой информации появляются день в день. Эта политика прозрачности и открытости имеет положительное влияние. В дальнейшем такие тенденции должны сохраняться, и они пойдут только на благо.

По поводу прогноза о дальнейших кадровых изменениях в силовом блоке. Они, конечно, будут. Кадры приходят и уходят. Один идёт на повышение, другой достигает пенсионного возраста, у кого-то состояние здоровья не позволяет дальше исполнять свои обязанности. Поэтому изменения будут, и к ним надо относиться с пониманием, не воспринимать как чрезвычайное событие.

Главное для страны, чтобы все ведомства, входящие в силовой блок, были надёжным оплотом и защитой суверенитета, территориальной целостности Казахстана и конституционного порядка.