Прошло более двух месяцев после принятия ОПЕК и ещё 11 странами-экспортёрами соглашений о сокращении объёмов нефтедобычи, и можно подвести некоторые итоги. Тем более что многие специалисты, в том числе и министр энергетики Саудовской Аравии Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех, полагают, что эти соглашения вряд ли будут продлены на второе полугодие.

Следует отметить, что даже полное выполнение соглашений не избавит рынок от накопленных за последнее время запасов сырья, которые и к 2018 году могут остаться значительными. Фактором риска для нефтяного рынка остаётся добыча сырья в не участвующих ни в каких подобных договорах США, которые являются не только лидерами по потреблению, но и третьей страной по объёмам нефтедобычи.

Американские сланцевые проекты то приостанавливаются, то возобновляются, провоцируя колебания нефтяных котировок. Максимальные объёмы ежесуточной добычи сланцевой нефти составляли 4,5 млн баррелей, суммарное снижение её производства –1,15 млн баррелей. В настоящее время, при ценах на нефть около 55 долларов за баррель, всё больше сланцевых проектов в США становятся безубыточными.

Летом прошлого года аналитики Goldman Sachs ожидали, что с IV квартала 2016 года по конец 2017 года ежесуточная добыча нефти вырастет на 600-700 тысяч баррелей и не сможет компенсировать объёмы падения. Однако уже к началу текущего года американская добыча отыграла около четверти своего падения –300 000 баррелей в сутки. Если сланцевые компании продолжат также быстро наращивать производство, то это можно оценивать как проигрыш ОПЕК в среднесрочной перспективе.

Безусловно, сланцевые компании ослаблены недоинвестированием отрасли, вызванным падением нефтяных цен, но низкие геологические риски сланцевых проектов, происшедшее в последние годы резкое снижение затрат и повышение эффективности бурения облегчают доступ к финансированию. Многие производители сланцевой нефти в США, от мелких до сравнительно крупных, выходят сегодня на американский фондовый рынок, привлекая новый капитал.

По данным аналитического агентства Raymond James, в 2017 году разрабатывающие сланцевые формации американские компании увеличат капитальные расходы на 30%. Увеличение заимствований стало возможным благодаря росту цены нефти, повышение которой на 45% увеличило стоимость запасов компаний. Это означает, что американская сланцевая промышленность "встаёт с колен".

Конечно, всё ещё существующий дефицит инвестиционных ресурсов в дополнительные объёмы добычи ограничивает темпы роста. Однако здесь следует учитывать ряд факторов. Во-первых, так называемые DUC (drilled but uncompleted, пробурённые, но не законченные гидроразрывом) скважины. Таких, способных поддержать сланцевую добычу скважин, насчитывается около 4000.

Во-вторых, отмена Дональдом Трампом указов Барака Обамы, запрещавших строительство нефтепроводов Keystone XL (из канадской провинции Альберта) и Dacota Access (из Северной Дакоты) мощностью около 800 000 баррелей в сутки каждый, которые доставят сырьё к находящимся на побережье Мексиканского залива НПЗ. В частности, Dacota Access, который должен заработать во II квартале 2017 года, позволит отказаться от железнодорожной перевозки нефти и, снизив транспортные издержки, активизировать добычу на месторождении Bakken.

Нефтесервисная компания Baker Hughes отмечает заметную активизацию буровой активности.

Количество работающих нефтяных буровых установок в США выросло с минимальных 316 штук в мае прошлого года до 522 на 13 января и 597 на 17 февраля текущего года. Последнее значение является самым высоким с октября 2015 года. Эти данные усиливают ожидание увеличения нефтедобычи в США. По некоторым оценкам, уже в этом году может произойти серьёзный прирост производства, и в мае американские компании смогут предложить рынку около 9,2 млн баррелей в день. Это покроет треть образовавшегося дефицита, затруднит процесс достижения баланса спроса-предложения на рынке и окажет давление на стоимость нефти.

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своём обзоре прогнозирует, что если в текущем году среднесуточный уровень добычи в США возрастёт с прошлогодних 8,9 млн баррелей до 9 млн баррелей, то в 2018 году достигнет 9,53 млн баррелей.

По данным EIA, в 2016 году среднесуточный экспорт нефти США составил 527 000 баррелей в сутки. Но если президент Трамп ослабит ограничения на бурение, то эти объёмы в 2017 году могут достигнуть 800 000 баррелей в сутки, что превысит декабрьский уровень суммарной добычи четырёх стран ОПЕК – Ливии, Катара, Эквадора и Габона.

Тем не менее, насколько значительным может оказаться прирост добычи сланцевой нефти, пока остаётся неясным. Неопределённость усиливается планами Федеральной резервной системы (ФРС) и Центробанка США повышать ключевую процентную ставку. С одной стороны, это укрепляет доллар и ведёт к падению цен на сырьевые товары, с другой, наоборот, играет в пользу их роста. Дело в том, что рост ставок, удорожая кредитование, ограничивает инвестиционную активность компаний. Особенно критично это для сланцевых компаний, и так обременённых большими долговыми обязательствами.

Давление на рынок окажет и ещё ряд факторов. В частности, распродажа запасов стратегического резерва США (Strategic Petroleum Reserve, SPR). На продажу пойдёт высокосернистая тяжёлая нефть из трёх хранилищ – Bryan Mound и Big Hill в Техасе и West Hackberry в Луизиане. Объём реализации в текущем году составит восемь млн баррелей, в 2018 году вырастет до 25 млн баррелей. Максимальный объём продаж – по 35 млн баррелей в год – запланирован на 2024-2025 годы. Всего до 2025 года США намерены продать 190 млн баррелей стратегической нефти (треть всех накопленных резервов).

Рост предложения на рынке американской нефти способен серьёзно ограничить потенциал общего роста цен на нефть в 2017 году. Сценарий ОПЕК с её сокращением объёмов добычи уже заложен в котировки и новые шаги в этом направлении не вызовут былой эйфории. Более того, растущая активность американских поставщиков укрепляет сомнения во влиянии картеля на мировой рынок.

Достигшие в начале января полуторагодового максимума в 58,2 доллара за баррель нефтяные котировки больше не растут, а топчутся на месте в диапазоне 54-57 долларов. Эксперты Bloomberg связывают изменение тренда с резким увеличением числа работающих в Северной Америке буровых установок. Они полагают, что увеличение добычи нефти в этом регионе компенсирует сокращение добычи в рамках соглашения между ОПЕК и рядом не входящих в картель стран. Таким образом, участники рынка, похоже, больше реагируют на ситуацию с добычей в США, чем на иные факторы.

Объявление Дональдом Трампом дальнейших конкретных мер по поддержке нефтегазовой отрасли приведёт к ещё более резкому росту объёмов добычи в США. Таким образом, именно объёмы добычи сланцевой нефти в США в ближайшее время станут основным балансиром на мировом рынке углеводородов. Стабилизация или сокращение добычи начнёт провоцировать рост нефтяных котировок, увеличения добычи – падение. Стоимость барреля скорее дойдёт до 50, чем до 60 долларов, полагают аналитики датского Saxo Bank.