Реанимация "ликвидированных" педиатров
Напомним, что 10 лет назад в Казахстане был принят новый стандарт медицинского образования. В частности, с 2007 года перестали принимать студентов на обучение по специальности "педиатрия", по которой готовили детских врачей. Причиной такого решения стал некий мировой опыт, который чиновники всемерно стремятся перенести в Казахстан.
Несомненно, равнение на Запад – стремление хорошее, но для этого нужно иметь крепкую экономику. И если доля расходов на медицину от ВВП составляет в США 15%, в Германии и Франции – 8%, то у нас не дотягивает и до 4%. Да и уровень жизни там не сопоставим с нашим. Около 40% населения Республики живёт на селе, питается плохо, работы нет. Нередки семьи, которые живут за счёт пенсий стариков. По официальным данным, безработица у нас уже многие годы составляет около 5%.
Пожалуй, редко в какой стране есть столь благостная статистика. Даже в странах Западной Европы более 11% трудоспособного населения остаётся без работы. А объясняется все просто: видимость занятости создаётся за счёт придуманного нашими чиновниками термина "самозанятое население". Одну корову, пару яблонь, трёх баранов или десяток кур имеешь? Самозанятый!
Да если бы только это. По мнению основоположника детской хирургии в Казахстане, доктора медицинских наук, академика Камала Ормантаева, существование семейных врачей, возможно, уместно в странах, где в одной семье в среднем не более двух детей, но в Казахстане, где 30% населения – дети, ситуация иная. Казахстану необходимы детские врачи.
Чиновники ездят по заграницам и там перенимают опыт, внедряя его без учёта наших экономических, социальных, правовых, демографических и прочих реалий. Причём среди этой армии чиновников, как правило, сплошь далёкие от практики теоретики, видевшие пациентов разве что на заре своей туманной юности. Они получили учёные степени, заняли высокие должности, но что такое "лечить" – знают лишь приблизительно.
Жертвой такого подхода стал и латинский язык: его изучение в медицинских вузах сведено на уровень факультатива. А ведь латынь лежит в основе названия болезней, их симптомов, анатомической номенклатуры, названий лекарственных препаратов. Это международный научный язык в медицине. Исключение латинского языка из программы обучения в Минздраве мотивировали тем, что он не преподаётся в медицинских вузах Израиля. Видимо, чиновники не знают, что латинский язык входит в перечень обязательных предметов средних общеобразовательных учреждений, и, соответственно, израильские студенты медицинских вузов владеют им по определению.
Набравшись заграничных впечатлений, наши чиновники от здравоохранения решили, что "вместо двух врачей будет один семейный врач", который, как на Западе, станет панацеей от всех болезней, а заодно позволит сэкономить на бюджетных расходах. И началось обучение по новой системе: пять лет бакалавриата плюс два года интернатуры.
Однако после семи лет обучения выпускник может работать только врачом общей практики (ВОП), и таким врачам разрешается лечить детей в только рамках первичной медицинской помощи. Зачастую врачи ВОП, не зная норм и патологий детей, просто боятся малышей. И это понятно. Нужно быть специалистом, чтобы по первым симптомам поставить правильный диагноз. Но если на факультете педиатрии студенты начинали изучать особенности детской физиологии с первого курса, то сейчас педиатрию проходят лишь три месяца, а детские инфекции изучают… 10 дней!
Безусловно, сама специальность "педиатр" никуда не делась, однако чтобы стать детскими хирургами, детскими офтальмологами, детскими гастроэнтерологами и другими детскими врачами, необходимо дополнительно отучиться в резидентуре ещё от двух до четырёх лет, в зависимости от выбранной специализации. Все эти годы будущий врач выживает как может, а у него семья, дети. И после стольких лет учёбы его зарплата составит 60-70 тысяч тенге. При такой нищенской зарплате мало кто заинтересован в получении узкой специальности педиатра. Выпускники медвузов уходят в фармацевтические фирмы, частные клиники, другие сферы бизнеса.
Сейчас, при семи медицинских вузах, в стране не хватает около 10 000 врачей. В частности, по официальным статданным, выпуск студентов по специальности "педиатрия" в 2012 году составил 742 человека, в 2013 году – 423, в 2014 году – только 7. В результате в прошлом году на 10 000 человек приходилось по три педиатра, а в сельской местности в Атырауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской областях – по одному. Ситуацию спасают врачи предпенсионного и пенсионного возраста. Что будет, когда уйдут и они? На восстановление необходимого количества квалифицированных педиатров потребуются годы.
Жертвой новаторских подходов в первую очередь оказалось будущее страны – наши дети. Закрыли и продали пионерские лагеря, детские санатории. Сейчас до 50% призывников по состоянию здоровья непригодны к службе в армии! В поддавшихся западным веяниям Кыргызстане и Украине закрытые было педфакультеты через два года восстановили. Отстояли педиатрию в России, оставив подготовку врачей такой же, как при Советском Союзе. Какие ещё нужны аргументы в пользу восстановления факультетов педиатрии? Однако нашим чиновникам понадобилось 10 (!) лет, чтобы осознать глупость принятого ими решения.
Преобразования в системе казахстанского здравоохранения и достигнутые в этой области "успехи" не радуют: низкий уровень подготовки кадров в казахстанских медицинских вузах, которые в большинстве своём готовят специалистов, зачастую не обладающих достаточными знаниями и навыками. Республика, по сравнению с соседями, лидирует по детской смертности, 30% детей рождаются с отклонениями в развитии. Под прикрытием создания удобств для пациентов произошло объединение взрослых и детских поликлиник, в которых в одной очереди к врачам общей практики стоят и дети, и пенсионеры.
Не знаю, как теперь, но советские врачи давали клятву Гиппократа, главная заповедь которой – "Не навреди". Помнят ли её те, кто реформирует медицинское образование в Казахстане?..
Всё перешло в некий рыночный (скорее, даже базарный) вариант, когда врач уже не лечит, а оказывает "медицинские услуги". Неблагополучие в здравоохранении чиновники этого ведомства пытаются прикрыть кипами отчётов, циркуляров, невразумительных нормативов. Систему здравоохранения надо менять не бездумно экспериментируя, а руководствуясь здравым смыслом. В советские времена было качественное медицинское образование, которое давало не только дипломированных, но и квалифицированных специалистов. Необходимо вернуть всё это.