Газовый оптимизм Ташкента
В Узбекистане идёт переориентация энергетических приоритетов в направлении газопереработки и газохимии. У нашего соседа нефтегазовый комплекс не играет столь важной роли, как в Казахстане или Туркменистане. Так, если доля углеводородов в экспортных доходах Казахстана составляет 57% (снизившись в связи с падением цен на нефть), то в доходной части бюджета Узбекистана – около 20%. И это понятно. Стремительный рост объёмов добычи углеводородов последнего в 1990-х годах сменился спадом в 2000-х. Однако если выросшие в Узбекистане почти втрое объёмы добычи жидких углеводородов сократились в 2,5 раза, то в добыче природного газа этот тренд оказался менее выраженным: рост на 65%, падение на 25%.
В последние годы Узбекистан официально не распространяет информацию об объёмах газодобычи, но, по экспертным оценкам, они колеблются на уровне 55–57 млрд м3. Согласно азербайджанскому Trend news agency, доказанные запасы газа в Узбекистане на конец 2015 года, по данным бюллетеня ОПЕК, составили 1,61 трлн м3. Товарное производство газа в стране в 2015 году сократилось на 4,8% – до 55,7 млрд м3.
Главным и наиболее освоенным газоносным регионом страны остаётся Бухаро-Хивинский, где сосредоточено около 40% прогнозных ресурсов, из которых освоено 73%. Большая часть – порядка 48-50 млрд м3 добываемого газа потребляется на внутреннем рынке и нуждается в переработке из-за высокого содержания серы (2,5-2,7%). Свободные объёмы, которые Узбекистан может экспортировать, незначительны и в 2014 году составили менее 9 млрд м3. В этом году 4 млрд м3 намерен закупить "Газпром", ещё около 5 млрд м3 – китайцы, небольшие объёмы пойдут в Казахстан и Кыргызстан. При условии жёсткой внутренней экономии должно хватить.
Следует отметить, что часть населения считает экспорт газа в Китай (объёмы которого власти хотят увеличить) пагубным для Узбекистана, так как это ведёт к дефициту газа внутри страны. В связи с последним в Ташкенте рассматриваются планы увеличения экспорта газа путём сокращения внутреннего потребления, в частности, за счёт строительства в республике АЭС.
В потреблении газа следует отметить большой разброс по годам, что связано с перебоями в газоснабжении, особенно в отопительный сезон. Аналитики полагают, что причиной является нехватка добываемых объёмов для удовлетворения собственных нужд и растущего экспорта. Так, в 2013 году Узбекистан поставил "Газпрому" вместо оговорённых 7,5 млрд м3 газа, лишь 5,6 млрд м3. Для сравнения, в 2009 году Узбекистан поставил России 15,4 млрд м3.
В свою очередь чиновники объясняют перебои нерациональным использованием газа населением. При этом значительная часть газораспределительной инфраструктуры находится не в лучшем состоянии. По экспертным оценкам, эксплуатационные потери газа составляют около 25%. Властями с целью увеличения эффективности потребления газа принимаются различные меры. В частности, к концу 2029 года планируется внедрение автоматизированной системы контроля учёта газа (АСКУГ). Финансирование этой программы стоимостью около 800 млн долларов намечено осуществлять за счёт иностранных кредитов и собственных средств.
Среди мер и постепенное подорожание газа для потребителей внутри страны, что заставит их расходовать газ менее расточительно. Кроме того, принята программа по энерго- и газосбережению, в результате чего годовое потребление газа к 2020 году по сравнении с уровнем 2013 года должно сократиться на 5-7%. Годовой же экспорт природного газа, согласно расчётам, должно возрасти на 20%.
Несмотря на то что без административного ресурса иметь бизнес с узбекскими партнёрами непросто, в республике с участием иностранных компаний активно ведутся и геологоразведочные работы, и реализуются проекты по переработке газа. В частности, подала заявку на участие в тендере на проекты по разведке нефти и газа иранская компания National Iranian Drilling Company (NIDC).
Российским "ЛУКОЙЛом" осуществляется реализация трёх проектов – "Кандым – Хаузак – Шады", разработка месторождения Юго-Западного Гиссара, а также геологоразведка узбекской части Аральского моря в составе международного ("Узбекнефтегаз" – 33,4% и по 33,3% CNPC и "ЛУКОЙЛ") консорциума. В рамках первых двух проектов на условиях СРП "ЛУКОЙЛ" планирует к 2020 году добывать до 18 млрд м3.
В республике принята Программа развития геологоразведочных работ на период 2011-2020 годов. Однако, по мнению специалистов, крупных открытий ожидать не приходится. Это подтверждается и материалами Национальной холдинговой компании (НХК) "Узбекнефтегаз". Согласно этим документам, планируется, что к 2020 году прирост запасов природного газа должен достигнуть 485,5 млрд м3, а его годовая добыча вырасти до 66 млрд м3. Поэтому упор делается на диверсификацию отрасли с организацией производств нефтехимической и химической продукции.
НХК "Узбекнефтегаз" в ближайшие пять лет в рамках республиканской программы структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства в нефтегазовой отрасли страны планирует инвестировать в неё 18,65 млрд долларов. Перспективы развития газопереработки связаны как с расширением производства сжиженного газа, конденсата, серы, так и с углублением процессов переработки сырья с получением конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках продукции с высокой добавленной стоимостью.
В стране действует ряд газоперерабатывающих предприятий. Мубарекский ГПЗ с производственной мощностью около 30 млрд м3 природного газа. "Узбекнефтегаз" в этом году планирует завершить на нём проект по строительству трёх блоков сероочистки газа. Их ввод позволит заводу ежегодно очищать до 6 млрд м3 газа и (сократив содержание сероводорода в 1,5 раза) доводить его качество до экспортных стандартов. На новых блоках будет использовано российское технологическое оборудование.
Другими газоперерабатывающими предприятиями на территории Узбекистана являются Шуртанский ГПЗ с мощностью 20 млрд м3 газа в год и введённый в эксплуатацию в 2001 году Шуртанский газохимический комплекс (ГХК). Мощность комплекса позволяет ежегодно производить полиэтилен (125 000 тонн), сжиженный газ (137 000 тонн), товарный газ (4,2 млрд м3), гранулированную серу (4000 тонн). Южнокорейская IRED Co Ltd готовит техническое решение по расширению мощностей комплекса. Проект стоимостью 570 млн долларов предусматривает освоение к 2020 году производства новой продукции.
В мае этого года Узбекистан совместно с консорциумом корейских компаний реализовал проект строительства на базе месторождения "Сургиль" крупнейшего в Центральной Азии Устюртского ГХК. Ежегодно этот промышленный гигант будет перерабатывать 4,5 млрд м3 природного газа, производя 387 000 тонн полиэтилена, 83 000 тонн полипропилена и ряд других продуктов.
В апреле текущего года "ЛУКОЙЛ" начал строительство Кандымского газоперерабатывающего комплекса (ГПК) мощностью 8,1 млрд м3 газа. Предприятие будет производить подготовленный природный газ, конденсат, а также гранулированную серу. Завершение строительства планируется в 2019 году.
В 2018 году ожидается ввод в строй СП Uzbekistan GTL стоимостью 5,6 млрд долларов и производством 1,6 млн тонн нефтепродуктов (дизельное топливо, авиакеросин, нафта, сжиженный нефтяной газ). Сырьём будет метан Шуртанского ГХК. Кроме того, "Узбекнефтегаз" и южнокорейская GS Engineering & Construction Corporation реализуют проект "Организация производства олефинов из природного газа с получением полимеров (полиэтилен, полипропилен)".
Реализация подобных проектов должна вывести газовую отрасль республики на новый качественный уровень. Внедрение же новейших технологий обеспечит извлечение из природного газа до 97% этана, пропана и других ценных компонентов, создание в республике современных пластиковых производств и различных видов пластиковых изделий.
Вместе с тем существует риск, что часть столь активно растущих газоперерабатывающих мощностей (к 2030 году планируется нарастить объёмы производства нефтехимической продукции в 3,2 раза) может оказаться невостребованной, как это уже произошло с четырьмя местными НПЗ, которые из-за нехватки сырья сегодня загружены едва наполовину.