Эмоции – противники реформ
Полиция делает свою работу, и в этой работе, как и в любом другом роде деятельности, есть свои положительные и отрицательные моменты. Другое дело, что работа сотрудников органов внутренних дел всегда на виду, любой недостаток или просчёт зачастую из-за излишнего шума в СМИ и социальных сетях сводит на нет в целом успешную деятельность полиции по раскрытию и пресечению преступлений.
В наше время почти любое преступление вызывает общественный резонанс и находит широкую огласку в средствах массовой информации. Не исключением стало и происшествие, повлёкшее смерть известного казахстанского спортсмена Дениса Тена.
Ныне критика полиции в казахстанском обществе превратилась в этакое модное веяние. И если правозащитники зачастую аргументированно критикуют работу полиции, то комментарии рядовых граждан под статьями о преступлениях или действиях стражей порядка иногда вызывают не просто удивление, а ещё и сомнение в адекватности отдельных комментаторов: то полицейские задержали не того, то задержали виновного, но обвинений предъявили ему во всех преступлениях за последнее полугодие, то все обвинения обоснованы, но в камере душно и грязно.
Даже при совершении героических поступков, когда страж порядка, заведомо рискуя жизнью, закрывает своим телом гражданских лиц или вступает в неравный бой с преступником и погибает, найдутся те, кто засомневается в храбрости и чистоте намерений полицейского!
Становится горько, когда граждане огульно поливают грязью всю полицию, да ещё и её представителей, погибших при исполнении долга.
Что я хочу сказать? Нельзя всех стричь под одну гребёнку: за промахи недобросовестного коллеги не должны страдать честные полицейские, которых, к счастью, в системе органов внутренних дел подавляющее большинство.
Конечно, члены общественных советов, обычные граждане в разных регионах республики выявляют нарушения со стороны полиции. Всё это есть, и отрицать этого нельзя. Это очень важно и нужно.
Но иногда мы видим совсем иную картину. К примеру, задержанный дебошир, вначале побивший собственную супругу, а затем кинувшийся и на успокаивающего его полицейского, выставляет себя жертвой произвола: мол, никого он не бил, мирно смотрел телевизор, а полиция ни с того ни с сего вломилась в дом. А недавний случай в г. Темиртау Карагандинской области, когда два пьяных хулигана набросились на участкового инспектора, прибывшего на вызов?
Относительно призывов некоторой части общества об отставке руководства и о реформировании системы органов внутренних дел хочу сказать следующее.
Калмуханбет Касымов – из плеяды полицейских, начавших свою службу с самых низов, с должности простого следователя. Он, как никто другой, знает все реалии службы. Кроме того, нынешний министр внутренних дел достаточно сильный управленец, реформы в МВД под его руководством идут давно, и в целом можно говорить об их успешности.
Кроме того, считаю, что реформы ради самих реформ, в том числе такие крупные кадровые перестановки, никогда не должны приниматься под давлением момента. Нельзя делать такие шаги на эмоциях. Не говоря уже о том, что решение о назначении или снятии руководителей такого уровня должны принимать лица, компетентные в этом вопросе и наделённые властными полномочиями, а не просто активные, как это сейчас принято говорить, интернет-пользователи.
По поводу требований на разрешение ношения травматического оружия нужно отметить следующее.
Во-первых, нет гарантии, что свободное ношение оружия приведёт к снижению уровня преступности. Скорее, наоборот, травматы на вооружение возьмут в первую очередь маргинальные личности, которые и промышляют разбоями, грабежами и т.д. Во-вторых, любое оружие как орудие самообороны могут использовать только подготовленные лица.
В-третьих, следует помнить уроки предыдущих лет, когда с применением травматического оружия совершалось значительное количество преступлений. В 2013 году, например, МВД было зарегистрировано около 3,5 тысячи преступлений именно с использованием травматического оружия.
Между тем полиция предпринимает действенные меры для осуществления как можно лучшей защиты граждан и раскрытия преступлений. Например, поменялось в лучшую сторону законодательство, если брать за отправную точку обеспечение более полной защиты прав граждан. Во всех органах внедрена система электронной регистрации заявлений и сообщений о преступлениях.
Можно долго говорить о тех позитивных изменениях, что происходят сегодня в системе МВД, но в то же время печально, что ряд планируемых нововведений, давно и с большим успехом применяемых в передовых странах, получили отрицательные отзывы общественности.
С января 2021 года вступает в силу Закон "О дактилоскопической и геномной регистрации". Эта тема вызвала массу вопросов и обеспокоенность наших граждан. Отмечу тот факт, что этот чип с данными, которого так страшатся некоторые наши граждане, есть во многих странах. В тех странах, где есть такая регистрация, как гласит статистика, до 40% преступлений раскрываются именно этим путём. То есть можно моментально вычислить возможного подозреваемого с вероятностью до 99,9% совпадений! Такая идентификация во много раз достовернее, чем отпечатки пальцев. Ещё одной действенной мерой в борьбе с преступностью мог бы стать закон об усилении контроля над внутренней миграцией. Серьёзно сократить число телефонных краж поможет привязка IMEI-кода устройства к ИИН и номеру абонента.
В нашем обществе эти законные процедуры вызывают множество страхов, которые демонстрируют недоверие части населения к государственным органам и отсутствие поддержки принимаемых решений. Но гражданам следует помнить о том, что, принимая нововведения в штыки, мы тем самым мешаем эффективной борьбе с преступностью, экстремизмом и терроризмом.
Что же касается совершения особо тяжких преступлений, в последние 5 лет намечается тенденция не только к снижению уровня преступности вообще, но и к увеличению раскрываемости как раз подобного рода преступлений: она возросла по сравнению с предыдущими годами на 23,6% (при уменьшении количества совершенных преступлений по сравнению с 2013 годом почти на треть). Это показатель на уровне республики.
В городе Алматы за 2015-2017 годы уровень преступности снизился на 10,4%, в количественном эквиваленте – на 9287 преступлений, а раскрываемость улучшена на 5,9%. Меньше совершено убийств, нанесения тяжких телесных повреждений, разбоев, изнасилований, грабежей и т. п. На фоне снижения преступности решается основная задача – раскрытие преступлений, восстановление прав потерпевших.
Здесь уместно вспомнить о двойном убийстве таксистов в г. Павлодаре в июле этого года, которое благодаря слаженным, грамотным действиям оперативников было раскрыто в течение одного дня, хотя первоначально у полицейских имелась из улик лишь одна машина с красно-бурыми пятнами на заднем сиденье.
Другой резонансный случай произошёл в г. Алматы. Молодая девушка ушла из дома и не вернулась. Её не только искали всеми силами полиции, но и специально созданная следственно-оперативная группа проверяла окружение девушки. В ходе расследования удалось установить мужчину, который дал признательные показания в умышленном убийстве. Он также назвал ещё одного соучастника преступления. Изобличённые в убийстве молодые люди просто-напросто хотели завладеть денежными средствами погибшей.
И таких примеров успешных действий полиции немало.
Причины преступности социальны. Мы это прекрасно понимаем. На рост преступности влияет множество социальных факторов. Они определяют основы преступности, но не предопределяют её в конкретных случаях, ибо всё, что происходит в жизни, проходит через сознание человека.Поэтому я считаю, что каждый должен начинать с себя, а не винить во всём только власть или полицию.
Ведь никто не заставляет человека прогуливать уроки в школе, не заниматься воспитанием своих детей, сидеть без работы, промышлять воровством. Вопрос к самим гражданам: зачем они покупают краденые запчасти, телефоны?
Сейчас у наших граждан есть все условия для развития себя как личности и трудоустройства в жизни. Для молодых людей – огромное количество грантов в вузах нашей республики; биржи труда, бесплатные курсы для тех, кто ищет работу. Осужденные в колониях могут получить среднее специальное образование, есть проект для заключённых, который позволяет желающим пройти онлайн-курсы КазНУ им. аль-Фараби по физическому воспитанию, механике, биофизике, конституционному праву, японскому языку и многим другим дисциплинам.
Вот почему я убеждён, что лишь очередным общественным порицанием деятельности полиции добиться улучшения криминальной обстановки не получится. Положительный эффект возможен лишь при конструктивном подходе, включающем конкретные предложения по улучшению ситуации. Важно и то, чтобы сами люди поняли, насколько действия каждого отдельного гражданина значимы для поддержания мира, порядка, стабильности и безопасности в стране.