Заметки на полях проекта закона о мирных собраниях
"Выбивается почва для произвола чиновников"
Проект закона о мирных собраниях продолжает вызывать пристальное внимание общества и государства. Это вполне нормальная реакция, ожидания общества, что новый закон внесёт лепту в развитие правового института. Принятие нового закона поддержал глава государства. Это обстоятельство придаёт уверенность в том, что закон будет не декларативным, а работающим во благо народа Казахстана.
Читайте также: Евгений Жовтис: Законопроект о мирных собраниях рассматривает митингующих как угрозу власти
Проект нового закона существенно отличается от действующего, принятого в 1995 году, который уже выполнил свою миссию. Его наличие – свидетельство того, что Казахстан последовательно выполняет международные обязательства в сфере защиты прав человека, нацеленных главным образом на признание и гарантирование конституционных прав и свобод человека.
Достоинства проекта нового закона можно свести к трём важным положениям:
- Впервые конкретно регламентируются условия, основания, последовательность осуществления права на мирные собрания.
- Выбивается почва для произвола чиновников и государственных структур при реализации права на мирное собрание.
- Открываются широкие возможности к механизмам и методам организации и проведения мирного собрания.
Поэтому не должна вызывать вопросов разумная, на мой взгляд, зарегламентированность процедур организации и проведения мирного собрания, поскольку они могут различаться по видам и составу участников. Она необходима для защиты прав граждан и участников мирного собрания, а также исключения возможных негативных последствий. Эти обстоятельства принимают во внимание и международные документы о правах человека.
"Исключается любое ограничение права на мирное собрание"
Сокращены сроки по подаче уведомления и согласования мирного собрания, а также выдача на них ответа местными органами власти. Срока вполне достаточно, чтобы мотивировать как необходимость мирной акции, так и допустимость её проведения.
Читайте также: Марат Когамов: Не надо делать из законопроекта о митингах непонятный жупел
Почему выбрана форма согласования для проведения демонстраций и шествий? Потому что важно исключить любые нарушения прав и свобод других граждан, посягательства на конституционный строй.
Не должны вызвать опасения и основания для отказа в проведении мирного собрания. Они не носят общего характера. Их 13. И это правильно. При таком подходе исключается любое незаконное и необоснованное толкование возможных ограничений права на мирное собрание.
Юридической взвешенностью отличаются основания для приостановления и прекращения мирного собрания. Они учитывают реальные жизненные ситуации, которые могут случиться в ходе мирного собрания и требуют принятия таких решений.
"Практика применения норм нового закона покажет его достоинства и недочёты"
Принципиально введение в проект нового закона понятия "специализированное место", точное определение которых для разных видов мирного собрания обеспечит доступ к ним населения и их результативность. Полагаю, что после можно будет судить об ответственности власти в регионах и понимании ими норм закона по специализированным местам.
Читайте также: Онлайн-митинги и пикеты в открытых местах. Что предлагают внести в закон о мирных собраниях
Несколько слов о проведении пикетирования. Этот вид мирного собрания в законе остаётся как апробированный временем. Для него нет количественных ограничений, в том числе временных, при проведении в специализированном месте. Надо полагать, что место для пикетирования будет с хорошим обзором для тех, кому адресованы претензии пикетчика.
Проведение пикетирования вне специализированных мест по времени и составу участников законом ограничено. Такие пикеты не будут резко отличаться от иных видов мирных собраний.
Логично предположить, что практика применения норм нового закона покажет его достоинства и недочёты, а также пути устранения возможных пробелов. Ведь время не стоит на месте, жизнь постоянно меняется, и мы меняемся вместе с ней.