Фингарантия для компаний, принимающих участие в чартерных программах, предполагает финансовое обеспечение рисков, в том числе проведение независимого аудита, который должен определить финансовую состоятельность фирмы. Очень важно, чтобы рынок понял: оказывая услуги, компания обеспечила основную часть своих рисков и позаботилась об их минимизации.

Чем у туроператора обеспечено проживание туристов за границей? Как выстроены его отношения с встречающей компанией? Произошли ли полные оплаты заказа? Только когда все эти вопросы утрясены, тогда предоставляемые услуги имеют гарантию обеспечения и туроператор своими финансовыми обязательствами отвечает за благополучие тура. Тогда и турагент, и турист смогут доверять его услугам.

Тогда появится уверенность, что за пределами своей страны туристы не будут брошенными. И тогда вы будете знать, что если купили путевку в Таиланд, а самолёт по каким-то причинам не вылетел, то средства, имеющиеся в наличии у туроператора, позволят покрыть этот риск и вернуть вас домой. А дальше уже наступят судебные процедуры, стороны будут разбираться, кто виноват, почему так вышло, и какая компания должна возместить расходы - туристическая или страховая.

Сегодня мы возлагаем большие надежды на страховые компании, но пока они категорически отказываются брать на себя риски, потому что они слишком высоки. Страхование на туристическом рынке значительно отличается от страхования в других сегментах бизнеса. При предоставлении фингарантий банк сначала проводит аудиторскую проверку, чтобы понять: какие существуют риски, в каких объёмах, чем они покрываются? Франшиза, премия - всё просчитывается. Ведь у каждой туристической компании разные обороты: у одной турфирмы оборот миллиард, у другой - сто тысяч.

Дело в том, что когда-то мы приняли такую несерьёзную форму гражданско-правовой ответственности, при которой на страховое покрытие может рассчитывать лишь тот клиент, который уже выехал за границу и там попал в неприятную историю - к примеру, до отеля не дошли его платежи. Тогда турист может повторно оплатить своё проживание, потом предъявить иск своей фирме, и так как сумма застрахована, она будет покрыта для турфирмы, а та должна вернуть эти деньги клиенту. То есть страхуется ситуация, когда турист уже за границей.

Но если вы по системе раннего бронирования купили билет на чартерный рейс, а из страны так и не вылетели - то юридически страховое покрытие не будет иметь к вам никакого отношения.

Приведу пример. Человек, находясь в Казахстане, выкупил тур за энную сумму. Кто он: турист или не турист? Договор подписал, а в нём указано: "клиент Иванов, в дальнейшем именуемый "турист". Но вылететь он должен был в августе, а компания обанкротилась в июне. Значит, он не турист пока? А деньги его где? Как их искать? Получается, что страховой случай не наступил, так как, являясь гражданином Казахстана, на момент невылета человек не покинул пределов своей страны.

Если сначала такие случаи были единичными, то позже возникли проблемы массового характера, связанные с невыездами, с отсутствием оплаты в отелях. Выплачивать такие суммы страховые фирмы, естественно, не должны. Ведь независимо от того, как мы рискуем, мы платим за страхование совершенно незначительные суммы. А потери, связанные с выполнением чартерных рейсов, огромны. Тут нужен именно механизм финансовых гарантий, и именно для туроператоров, участвующих в чартерных программах. Я уверена, как только это произойдёт, страховые компании начнут разворачиваться, потому что страховать бизнес, на котором лежит финансовая ответственность, куда безопаснее.

Вопросы сокращения рисков мы обсуждаем много лет. Мы предлагали целый ряд мер, которые позволили бы не допустить того, что произошло с Travelsystem. Но до сих пор многие наши предложений не принимаются.

Поправки, которые мы предлагали внести в профильный закон, вызвали переполох в среде турбизнеса. Основной аргумент наших оппонентов:  рынок не готов к тому, чтобы работать цивилизованно. Но наш рынок и не станет цивилизованным, если к этому не стремиться. Либо прекратить осуществлять рискованные  программы, нужно вести себя честно. Третьего не дано.