Закрытость госорганов порождает проблемы в экономике
Всем уже стало очевидно, что выстраивание открытых и доверительных отношений между властью и населением – это не прихоть, а средство гармоничного сосуществования. События вокруг земельного вопроса наглядно продемонстрировали, что в налаживании коммуникаций должны быть заинтересованы обе стороны, и с этим нужно что-то делать совершенно незамедлительно.
Причём, к большому сожалению, в ситуации в Актобе проявилась одна из граней недоверия населения к власти, когда люди становятся равнодушными к судьбе своей страны. Я не верю, что никто из родственников и близких 27 боевиков не знал о готовящейся операции. Но никто не сообщил.
Таким образом, мы видим, что скрытность власти порождает социальную напряжённость в обществе и недоверие. Но также стоит знать, что эта самая закрытость государственных органов порождает и другие проблемы, которые носят экономический характер. Страны, в которых коммуникации между государством и населением не налажены, – неэффективны и в экономическом плане.
Слабая обратная связь между властью и населением создаёт проблемы двух уровней, которые только усугубляют друг друга. И в условиях, когда наряду с недоверием в экономике Казахстана началась рецессия, это может быть спасательным кругом.
Профессор экономики Стэнфордского университета Джон Тэйлор отмечает, что в начале 80-х годов и вплоть до 2007 года в мировой экономике царило "Великое успокоение". Это означало, что страны стали намного более стабильными по сравнению с прошлым. Снизилась инфляция, учётные ставки и их волатильность, невиданно низкого уровня достигла и волатильность реального ВВП. Периоды экономического подъёма стали более заметными и продолжительными, а периоды рецессий – более редкими и более короткими.
Абсолютный факт, что стабильность экономического развития в этот период связана с тем, что государства начали уделять намного больше внимания коммуникациям с населением: политика стала более предсказуемой, прозрачной и в ней стали учитывать ожидания населения. Справедливости ради стоит сказать, что это не единственный фактор "Великого успокоения", но и далеко не самый последний.
Например, до 1980 года Федеральная резервная система США не разъясняла причины изменения учётных ставок. Но после 80-го года причины стали не только называть, но и высказывать соображения о том, каким видится будущее экономики. Это значительно облегчило жизнь населения, предприятий и финансовых организаций.
Чтобы ещё глубже понять, как сильно влияют коммуникации на экономическое развитие, стоит посмотреть на карту мира, составленную исходя из индекса свободы прессы.
Казахстан занимает 160-е место из 180 стран, Россия 148-е, а Кыргызстан – 85-е. Любопытно, но первые 50 стран – это в большинстве развитые в экономическом плане государства, с устойчивым долгосрочным экономическим ростом. Ключевое здесь то, что они растут стабильно на длительных временных отрезках. Но ведь есть Китай, Индия и Малайзия, которым далеко до первых 50 стран, но которые сегодня являются драйверами роста. Всё правильно, однако если посмотреть на этот рост долгосрочно, то можно увидеть, что он крайне неустойчив.
Уровень свободы прессы тесно связан с уровнем ВВП на душу населения. На карте мира нет государств, в которых индекс свободы прессы высокий, а показатель ВВП на душу населения низкий. Однако при этом есть страны, где одновременно высокий уровень свободы прессы и ВВП на душу населения. Среди них: Австралия, Бельгия, Швейцария, Дания, Исландия, Люксембург, Норвегия и США.
Это связано с тем, что прозрачность коммуникаций увеличивает уровень доверия в обществе. Причём не только между конкретным человеком и государством, но и между людьми. То есть снижаются транзакционные издержки, которые и приводит к недоверию.
Например, инвестор хочет вложить деньги в экономику Казахстана, и наряду с рисками он учитывает степень доступности информации в нашей стране. Экономисты Александр Дайк и Луиджи Дзингалес исследовали, какие факторы являются важнейшими в принятии инвестиционных решений. Оказалось, что инвесторы на первое место ставят периодичность и характер отзывов официальных лиц и прессы о работе интересующего их объекта инвестирования. Получается, что если этого нет, то нет и гарантии, что деньги будут эффективно вложены и возвращены, а значит, и о доверии говорить не приходится.
Ещё один фактор, на который влияет чистота коммуникации – это "утечка мозгов". Исследование, проводимое Pew Research Center в 38 странах мира, показало, что 50% опрошенных в разных странах людей считают свободу слова, медиа и интернета аргументом в пользу того, жить в стране или нет. К сожалению, в Казахстане такое явление как "отток талантов" сегодня актуально. Уезжают люди образованные, как правило, способные к генерации положительных изменений в стране.
Ну и, пожалуй, самое важное то, что открытые коммуникации помогают в борьбе с коррупцией. Уровень свободы прессы и прозрачность деятельности государственных органов тесным образом связаны с уровнем коррупции. В этом случае СМИ становятся сторожевым псом, который, как показывает мировая практика, в состоянии справиться со взяточничеством.
Можно долго рассуждать о том, какова роль информации в развитии экономики и всего общества. Но один из архитекторов Первой поправки к Конституции США Джеймс Мэдисон, много лет назад сказал: "Народное правительство, не предоставляющее народу информации или не имеющее средств для её получения, представляет собой не что иное, как пролог к фарсу или трагедии, а возможно, к тому и другому".