Покупай казахстанское!
Кто-то руководствовался мотивом патриотическим, кто-то экономическим, а кто-то просто поддался всеобщей эйфории, став ее частью.
«Покупай казахстанское – будь патриотом!» - красовались надписи на полках, выступая основной движущей силой потребительских предпочтений. О пользе этой инициативы для экономики говорилось косвенно, да и то на уровне общеизвестных аргументов: поддержка отечественных предприятий, создание рабочих мест, устойчивость валютного курса и снижение уровня инфляции. Но как меняет свой облик экономика, в которой делают ставку на отечественную продукцию? Что дал призыв к приобретению отечественной продукции странам, где он звучал? И что конкретно нам может дать курс на покупку казахстанских товаров?
Процесс импортозамещения позволил многим странам создать конкурентную продукцию, обеспечить внутреннее потребление, а также успешно интегрироваться в глобальные экономические процессы. Именно такая последовательность действий была успешной, начиная с 60-х годов прошлого века в мире.
В то же время страны, делавшие ставку на чистое импортозамещение (как правило, страны Латинской Америки), в долгосрочном периоде значительно уступили в экономическом развитии странам, делавшим ставку на экспортную ориентацию (азиатские страны). В среднем темпы прироста ВВП на душу населения в 1960–1985 годах в этих странах составляли 1,3% против 4,7% соответственно. То есть экономика Азии прирастала в 4 раза быстрее.
С середины 1970-х латиноамериканские страны ощутили на себе ошибочность выбранного пути, так как экономический рост стал замедляться, а в 1980-х наступил глубокий социально-экономический кризис, ставший началом «потерянного десятилетия» для этих стран.
Да, в конце 80-х Азию тоже потряс кризис, но масштабы его были не такими пугающими как в Латинской Америке.
Пример некоторых азиатских стран особенно интересен.
До 1955 года к японским товарам было такое же отношение, как к китайским сегодня. Все что производили в Японии, считалось продукцией жуткого качества, и страна эта была отсталым полуфеодальным государством. Но в скором времени ситуация кардинально поменялась.
В Японии призыв к развитию промышленности и покупке отечественных товаров прозвучал в 60-х годах прошлого века. И страна взяла курс на создание совершенно иной структуры экономики.
Речь шла об освоении новых сфер деятельности. Так, например, в 30-х годах в текстильной промышленности работало порядка 40% от занятых в обрабатывающих отраслях, а в 1959 году - 21%. Резкий рывок произошел в транспортном машиностроении, металлообработке, в производстве электрооборудования, химической и нефтеперерабатывающей отраслях.
Быстрыми темпами развивались радиоэлектроника, бытовая техника, автомобилестроение и другие отрасли современной экономики. По объему промышленной продукции Япония в 1961 году обогнала Францию, а в 1970 - ФРГ, страны, переживавшие в то время экономический бум.
В основе экономического успеха Японии лежала абсолютная приверженность к отечественной продукции со стороны населения, желание обеспечить внутренний рынок конкурентоспособными товарами и ориентация на экспорт.
Или другой пример - Тайвань. Сегодня эта страна известна всему миру своей супер-электроникой, разнообразнейшими бытовыми товарами, высокоразвитой промышленностью и бирками «Made in Taiwan» на одежде известных брендов.
Между тем, будучи до 1945 года японской колонией, Тайвань поставлял на мировой рынок в основном сельскохозяйственные необработанные продукты, а закупал промышленные товары. Поверить в это трудно, но до 1949 года на острове практически не было электроэнергии.
Правительство понимало, что в первую очередь необходимо было полностью обеспечить себя продовольствием. В итоге была предпринята модернизация сельского хозяйства, и эта отрасль начала расти по 14% в год, что позволяло снабжать соответствующей продукцией не только своё население, но и соседние страны.
Затем политика импортозамещения начала охватывать всё более высокотехнологичные отрасли. Правительство внимательно отслеживало ситуацию в экономике, и направляло ресурсы в сферы, наиболее зависимые от зарубежных поставок с целью понизить удельный вес импорта.
Итоги подобного подхода мы ощущаем сегодня на себе. Товары из Тайваня широко представлены в наших магазинах и имеют превосходное качество.
Были примеры, когда благодаря политике импортозамещения и ориентации населения на товары отечественного производства, на мировом рынке появлялась продукция, ставшая позднее легендарной. Такой случай произошёл в Европе. В 1805 году в Англии выдали первую лицензию на шотландский виски, который до этого считался низкокачественным напитком для бедняков. Произошло это в результате запрета импорта красного вина из Франции по причине ввода континентальной блокады Наполеоном.
Удивительно, но если бы англичане не стали поддерживать шотландский виски, мир бы никогда не узнал об этом элитном на сегодня напитке.
Как мы видим за призывом «покупай казахстанское!» кроется не только патриотический смысл, но и импульс к реальному изменению жизни страны, а также всего мира. Главное в политике импортозамещения помнить, что необходимо создавать конкурентную продукцию такого уровня, чтобы можно было обеспечивать ею не только население своей страны, но и ориентироваться на её экспорт. Это принесёт стране неоценимые экономические и политические дивиденды. Да и в конце концов как будет приятно сознавать, что товары из Казахстана становятся неотъемлемой частью не только нашей жизни, но и радуют людей в самых разных концах света.