16 декабря 1991 года Верховным советом РК был принят Конституционный закон "О государственной независимости РК". Он заложил основы политики доверия, партнёрства и стабильности на евразийском пространстве, стал правовой базой для проведения преобразований в политической и социально-экономической сферах.

Вскоре независимость Казахстана признали многие страны. Согласно международному праву, существует три основных критерия независимости: определённая территория, население и эффективное управление данной территорией (fixed territory, a population, effective government). Им Казахстан соответствовал.

Затем настали сложные процессы укрепления государственности, создания фундамента новой экономики, основанной на рыночных отношениях, последовательного проведения реформ в самых различных сферах деятельности.

Из истории возникновения новых независимых государств на пространстве бывшего СССР известно, что для многих из них изучение "букваря суверенитета" сопровождалось нешуточным напряжением в обществе. Например, ряд стран (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Таджикистан) пережили в первые годы существования разрушительные внутренние конфликты и кровопролитные гражданские войны, которые с трудом удалось погасить или приостановить, в том числе благодаря значительным усилиям стран – внешнеполитических партнёров и международных организаций.

Первые годы независимости имеют огромное значение для любой страны. Именно в это время закладываются основы государства, а самому обществу даётся изначальный импульс развития. Если же основы оказываются непрочными, а импульс неверным, то эти государства у специалистов принято называть несостоявшимися или недееспособными (failed state).

Опыт многих государств, обретших независимость, свидетельствует о том, что на первых этапах важна субъективная роль тех, кто эти государства возглавляет. Это должен быть лидер, знающий, куда и для чего он страну ведёт. Им стал Нурсултан Назарбаев – первый всенародно избранный Президент Казахстана.

Осенью 1991 года он был выдвинут на пост президента тогда ещё Казахской ССР коллективом Карагандинского металлургического комбината. Именно на этом предприятии начиналась его политическая карьера. Выборы были назначены на 1 декабря. Было очевидно, что подавляющая часть населения встанет на сторону Нурсултана Назарбаева. По официальным данным, за него проголосовало 98,78% избирателей.

"Результаты выборов превзошли все ожидания, – комментировали в книге "Первый Президент РК Н. Назарбаев. Хроника деятельности 11.12.1991 – 31.05.1993" Константин Жигалов и Булат Султанов. – Определённая часть избирателей одобрительно восприняла все направления предложенного стратегического курса. Другая часть голосовала только за проводимую Нурсултаном Назарбаевым политику межнационального согласия, воспринимая лишь отдельные элементы рыночных реформ. Очевидно, именно интернационализм Нурсултана Назарбаева послужил социальным цементом, соединившим голоса избирателей. По сути дела, он сразу провозгласил сохранение межнационального согласия в качестве основополагающего принципа государственной политики – самого главного звена в фундаменте проводимых преобразований".

10 декабря Нурсултан Назарбаев подписал Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики". С этого дня Казахская ССР стала именоваться Республикой Казахстан. Так страна получила современное имя, известное сегодня миру. В этот же день состоялась инаугурация Президента во Дворце Республики в Алматы. Нурсултан Назарбаев дал клятву Президента РК: верно служить народу многонациональной республики, строго следовать Конституции РК, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности Президента РК.

12 декабря Нурсултан Назарбаев подписал два привлекательных для населения экономических указа: "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения РК" и "Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление, и о повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений". Местным Советам было поручено удовлетворить все заявки населения на выделение земли под огороды, дачные участки и строительство индивидуальных домов. Вводилось распределение минимума продовольственных товаров по талонам и карточкам.

"Поведение и политика Нурсултана Назарбаева в 1991 году были безупречны, – вспоминает известный советский и российский историк Рой Медведев в книге "Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и Евразийский проект". – Он сделал всё что мог. Многие из российских журналов проводили в декабре 1991 года свой традиционный конкурс "Политик года". Во всех случаях первые места в этом неофициальном конкурсе занимали два политика – Ельцин и Назарбаев или, наоборот, Назарбаев и Ельцин. В журнале "Диалог" (№1, 1992 г.) можно было прочесть: "Лидер Казахстана продемонстрировал в течение года привлекательную политическую позицию, способность генерировать новые идеи и демократичность. Он выказал незаурядный государственный ум и способность не только выразить интересы народа, но и предвидеть ход событий. В это же время Назарбаев показал как волю и мужество, так и гибкость и мастерство компромисса".

Последующие годы государственного строительства свидетельствуют, что глава государства выполнил свою клятву, данную 10 декабря 1991 года народу Казахстана. "Когда перестал существовать Советский Союз, родился новый Казахстан, – пишет Рой Медведев. – Во главе него продолжал стоять Нурсултан Назарбаев, теперь уже как его всенародно избранный Президент. Но это был уже другой Казахстан. Другим должен был стать и Нурсултан Назарбаев. И он нашёл в себе силы, волю, интеллект, мужество и способности для решения новых, намного более сложных, чем ранее, задач".

Надо было созидать и спешить – построение независимого Казахстана не терпело отлагательств. "Нация не может существовать без государственности, она исчезнет. В свою очередь исчезновение нации делает бессмысленным существование её государства. Такова жёсткая диалектика вопроса", – писал Нурсултан Назарбаев в сложном 1992 году в своей работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства".

Вслед за историческим актом провозглашения независимости последовали непростые дни каждодневного труда по созданию государственных институтов, формированию внутренней и внешней политики новой страны, обеспечению её безопасности.

Прежде всего возникла необходимость определения оптимальной модели государственного устройства, учитывающей специфику страны, исторические условия и ментальность населения. Мало кто сомневался, что форма правления должна быть республиканской. Характер казахстанской государственности оказался отражён в преамбуле Конституции 1995 года, где есть такие слова: "Мы, народ Казахстана, объединённый общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…". Наконец по форме административно-территориального устройства Казахстан благодаря однозначной позиции Нурсултана Назарбаева стал унитарным государством. Как отмечал глава государства, только в этом случае Казахстану удастся сохранить и национальные черты государственности, избежать участи быть простой суммой административно-территориальных единиц.

Формирование органов государственного управления началось с выстраивания слаженной системы исполнительной власти. В феврале 1992 года был принят Указ Президента Казахстана "О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления республики в условиях экономической реформы". В короткие сроки практически с нуля была создана законодательная система.

Основной упор сделали на быстрые и энергичные социально-экономические реформы. Конечно, их динамика порой носила шоковый характер, но только так удалось достичь необходимых темпов и войти в третье тысячелетие как рыночное государство. Системные преобразования, которые сформировали сегодняшний облик экономической модели Казахстана, были реализованы уже до 1997 года. Наиболее важными из них являлись разгосударствление и внедрение института частной собственности, либерализация экономических отношений, приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, введение национальной валюты и создание финансовой системы. В Казахстане также сформировали национальную налоговую и бюджетную системы, создали условия для привлечения иностранных инвестиций и трансферта технологий.

Более того, в 1997 году в связи с принятием Стратегии "Казахстан – 2030" перед страной (а это прецедент на постсоветском пространстве) была впервые поставлена долгосрочная цель – создать профессиональное государство. Уже в начале XXI века жизнь подтвердила правильность проведённых экономических реформ и выбора модели открытой рыночной экономики. При этом удалось удержать стабильность, избежать крупных внутриполитических баталий.

За прошедшие годы Нурсултан Назарбаев никогда не останавливался на достигнутом. Он ведёт страну дальше, ставя перед ней новые задачи. Они раскрываются в ежегодных посланиях народу, стратегических планах и программах развития, указах и постановлениях. Причём при движении учитываются новые вызовы и угрозы: например, процессы глобализации мировой экономики, о которых почти не говорилось в 1990-х годах, региональные вызовы, состояние малого и среднего бизнеса, необходимость цифровизации экономики и т. п.

Но главная цель была всегда неизменна. Необходимо сделать Казахстан процветающей страной с высоким уровнем жизни населения, обеспечивающей ему безопасность, а во внешней политике и экономике – стать равноправным и сильным партнёром других государств. Вся эта колоссальная работа приносит свои плоды. Празднование Дня независимости позволяет подвести очередные итоги, продемонстрировать достижения и успехи, озвучить дальнейшие планы развития.