Как сделать так, чтобы аварий, подобных экибастузской, больше не было
С другой стороны, инвестор может компенсировать свои вложения только за счёт тарифа. Тариф, как известно, учитывает текущие расходы и отчасти модернизацию системы. Растущая инфляция и индексация фонда зарплаты съедает большую часть тарифа, даже в случае его повышения.
Повышение тарифов сдерживается таким элементарным фактором, как бедность населения.
Содержание сетей в более или менее работающем состоянии упирается в возможности персонала (которые также ухудшаются) и качество материалов (которые дорожают).
По тарифам политические решения постоянно меняются. Помнится, в 2018 году прокуратура набросилась на монополистов и добилась возвращения значительной части собранных средств. Население ликовало, но как это повлияло на инвестиционные возможности системы энерго- и теплоснабжения, особых оценок не было.
Тарифы регулируют антимонопольные органы, текущую работу системы – территориальные департаменты Министерства энергетики и соответствующие управления акиматов. Кадровый состав госорганов и эффективность их работы оптимизма не внушают. Система собственности достаточно запутанная – есть и частная, и государственная, и квазигосударственная. Определить, какая лучше, достаточно проблемно.
Является ли выходом из ситуации национализация? Не уверен, станции и сети в итоге спихнут на акиматы, которые опять-таки ограничены по бюджетам. А экономика сейчас не в лучшей форме.
Передать их в "Самрук"? Он в принципе непрозрачен и неэффективен как система.
Адекватного решения нет, и простой передел собственности проблему не решает (кроме личных интересов тех или иных лиц).
Проблему могло бы решить изменение всей государственной политики с усилением общественного и парламентского контроля над исполнительной властью. Но процесс этот идёт постепенно, а госорганы категорически сопротивляются.
Реформа аудиторских органов и новая модель формирования представительных органов даст определённый импульс, но мы по-прежнему видим отсутствие адекватного мониторинга нацпроектов и самолюбование правительства дутыми показателями.
Увольнение акима и создание комиссии по проверке подготовки к зиме – это, конечно, больше политический шаг, поскольку за 10 дней особых изменений добиться невозможно. Как их не добились за 10 лет. Искать выведённые в оффшоры средства монополистов, конечно, легче, но это отнюдь не снимает вопросов к правительству, АЗРК, Министерству энергетики и акиматам.
Износ сетей, как известно, очевиден, и в выступлениях главы государства эта проблема ставилась неоднократно. Поручения давались, их выполнение в целом контролировалась, и в массе своей система более или менее работает, но проблема формирования тарифов, собираемости средств и контроля модернизации – вопрос политический, технологический и социально-экономический, который требует изменения всей системы.
Опубликовано на странице Данияра Ашимбаева в Facebook
Читайте также:
- Скляр: Ситуация с подачей тепла в Экибастузе нормализуется в ближайшие 2-3 дня
- Куда обращаться экибастузцам, чтобы получить бесплатный обогреватель
- "Здесь север, зима не прощает таких ошибок". Как власти допустили, что экибастузцы чуть не замёрзли в своих домах