Школьной линейкой отмечают начало и завершение учебного года, её проводят по понедельникам и субботам, иногда посреди недели по важному для администрации поводу.

Линейка как смотр строя и песни очень любима казахстанскими школами. Только не детьми, которых выставляют на солнце, жару на долгие часы 1 сентября и 25 мая, а завучами и директорами. Рядовые педагоги, сами школьники, их родители линейки ненавидят. Кому нравится стоять несколько часов на ногах и слушать одни и те же стихи и песни каждый год?

Этот смотр самодеятельности дополняется пламенными и не очень речами какого-нибудь официального лица, председателя родительского комитета, секретаря ветеранской ячейки, просто какой-нибудь бабушки. И длится это вечность.

Иногда завучу взбредёт читать отчёт по успеваемости. Или вот ещё напасть на казахстанские школы: флешмоб! То, что во всём мире проводится как спонтанное действо, у нас чаще всего отрепетированный марш, танец с северокорейским уклоном и шариками. Много шариков! Мы любим выпускать в небо шары, чем больше, тем лучше. Нам всё равно, что экологи уже давно бьют тревогу и предупреждают, что массовые запуски воздушных шаров вредят природе.

Изматывающий квест под названием "Линейка в честь Первого (Последнего) звонка" настолько вымотал меня в своё время как учителя и как родителя, что в первый день учебного года у моих детей в Америке я шла с опаской. Как представила, что нам придётся стоять три часа под техасским солнцем и слушать стихи и песни на английском языке, так взгрустнула. Но детей просто попросили войти внутрь школы, с родителями вежливо попрощались у порога, и так начался учебный год.

Американцы не заставляют детей стрункой стоять перед директором и учителями и слушать их речи. Все собрания проводятся в кафетерии школы, где дети сидят за столами. Директор тоже может взобраться на стол или усесться на пол, если дети сидят так же. Естественно, манера общения во время таких разговоров очень демократичная. Может быть, потому что в Америке фигура ученика и фигура учителя равнозначны?

Что мы имеем на казахстанских линейках? Наши дети пассивны, они только слушают, только если им не повезло быть ведущими (ведущими! Как на тое каком-нибудь) мероприятия или читать заезженный стих. Детям не положено сидеть, все стоят, все по Макаренко, вымуштрованные и "отрепетированные". Чинно-благородно, на радость бабушкам и дедушкам школьников – единственным присутствующим на линейке, кому это сборище в радость. Потому что можно похвастаться внуками, посудачить с соседями, ну, ещё им выделяются скамейки в тени.

Какой-то особый вид издевательства над казахстанскими детьми – дежурство по школе. С обязательным отчётом в понедельник или субботу, вызыванием выйти из строя бегавших, опоздавших, грубивших и прочих возмутителей учительского спокойствия. Грозно отчитанные, пожурённые детишки идут обратно в строй. О каком воспитании чувства собственного достоинства, уважении ребенка как к личности, демократии можно говорить, если мы всё еще практикуем древние ритуалы дрессировки и "воспитания" в школе? Вспомните, каким тоном разговаривают директор и заучи на этих линейках. Как в тюрьме на построении. Или в армии. Только это школа, где ребёнок равен взрослому, и требует такого же уважительного отношения, как и все остальные участники образовательного процесса.

День, когда школьные линейки официально отменят, станет благословенным днём для казахстанского общества. Это станет признанием того, что мы больше не показушничаем, не скоморошничаем, не дрессируем. Праздновать школьные события можно тысячами разных способов. Но для начала надо искоренить авторитарный подход к управлению учебным процессом, сместить акценты с его участников. Постараться увидеть в ребёнке личность, научиться эту личность уважать. Ещё лучше всё это проделать без пафоса. И флешмобов.