Казахстанское общество не готово к реальности, в которой существует жизнь после 50 лет
По возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, от 25 до 44 лет – это молодой возраст, 44-60 лет– средний возраст, 60-75 лет – пожилой возраст, 75-90 лет – это старческий возраст, а после 90 – это долгожители. Но в Казахстане национальная модель старения противоречит классификации ВОЗ. Наш народ не понимает и не принимает возможности высоко функционировать в возрасте за 50, а это ещё даже не пожилой человек.
Мне 40 лет, в США я учусь в медицинской школе. В 2022 году я получу степень и смогу лечить людей. Для американцев это очень распространенное явление – начинать обучение в 40, 50 и даже в 60 лет. Среди моих однокурсников есть женщины за 50, которые, вырастив детей, наконец решили получить профессию. Стать врачом было всегда моей мечтой, которая бы совершенно точно не осуществилась на родине. Мало кто из моих знакомых в Казахстане понимает, почему я вернулась за парту. Почему мне не стыдно начинать с нуля, как я вообще могу быть студенткой, когда мои собственные дети через пару лет уже пойдут в университет.
Даже если бы я плюнула на крутящих у виска родственников, друзей и коллег, в своей родной стране я бы не потянула обучение финансово. Я не смогла бы получить грант, стипендию, а если бы получила, этого хватило бы покрыть расходы разве что на неделю проезда на автобусе. Я уже молчу про питание, коммунальные расходы и содержание детей.
Но американская система образования устроена таким чудесным образом, что мне, ещё даже не гражданину Соединенных Штатов, мой округ оплатил 100% стоимости обучения. Просто за факт проживания в округе и желание получить образование. А медицинские школы в Америке очень и очень дорогие. Но даже если бы я не была резидентом округа Moffat, я бы взяла беспроцентный кредит на обучение, который прощается государством, если ты остаёшься работать 2-3 года в этом городе.
Плюс мне полагается стипендия, покрываются расходы на учебники, что в сумме выходит несколько тысяч долларов в семестр. Также моё учебное заведение предоставило рабочее место, и я в свободное от учёбы время работаю лаборантом на кафедре. Моим однокурсникам, преподавателям, да вообще всем, всё равно, сколько мне лет и чего это я решила переквалифицироваться из учителей в медики.
Могу я такое представить на моей родине? Ответ очевиден. Наш социум не готов к реальности, в которой существует жизнь после 50 лет. Люди в этом возрасте плюс-минус 10 лет не решаются поменять жизнь, получить образование, начать работать по другой профессии. Во-первых, общество их уже наградило статусом татешек и агашек, для которых что-то начать с нуля – несолидно. Что люди подумают? Во-вторых, в таком возрасте уже нужно думать, как бы детям дать что-то путное в жизни, и потом за это путное ещё ведь выплачивать кредит годами. В Америке не принято "давать" что-то детям в нашем понимании, они здесь отселяют детей в 18 лет, и те самостоятельно платят за своё обучение, потому что работают с 14 лет и берут студенческие кредиты. Получают профессию, работают. Разочаровались в выборе – переучиваются.
А я знаю, как много неудовлетворённых своей профессией людей в Казахстане, да в тех же школах. Как много педагогов ненавидят свою работу, но остаются учительствовать годами, потому что переучиваться "на старости лет" у нас не принято. У нас вообще закрыты все пути самореализации для людей от 40 и выше лет. А если и появятся такие возможности, готовы ли казахстанцы быть проактивными, заботящимися о собственном здоровье, образовании, заинтересованными в своём росте личностями? Это уже другой вопрос.
Традиционные представления о возрасте, о полагающемся лимите активности пятидесятилетних и шестидесятилетних, социальная пассивность только подпитывают геронтологический эйджизм в обществе. Казахстанское общество должно, наконец понять что старость тоже может быть насыщенной, интересной, активной. Государство же должно разрабатывать программы поддержки не только молодёжи, но и людей преклонного возраста.
Согласно демографическим данным, население Казахстана стремительно стареет, и нужно менять подход к возрастной стратификации, создавать условия для активной и счастливой старости. И начать нужно с осознания факта, что в любом возрасте человек может быть продуктивной, активной, счастливой личностью.