Перед глазами проплывал город. Когда проезжаешь кое-какие здания левого берега, в голове неизменно крутятся слова Рема Колхаса: "Гигантизм перестает быть частью какой-либо общегородской ткани. Он просто существует или в лучшем случае сосуществует. Его подтекст – fuck context." С другой стороны, это касается европейских городов, которые болезненно воспринимают вторжение стекла и металла в пространства из камня и дерева.

Наверное, нам отдалённо подходят его мысли о городе-генерике: "Город-генерик – это субстанция, оставшаяся после того, как существенные сектора городской жизни ушли в киберпространство. Это место слабых и растянутых ощущений, скупых и редких эмоций, смиренное и загадочное, как огромное помещение, освещённое одинокой прикроватной лампой".

Да, это нам подходит больше. Роберт Вентури в 1966 году писал так: "Пьяцца – чуждое Америке явление. Американцы, сидя на площади, чувствуют себя неуютно: им привычнее работать в офисе или смотреть телевизор дома вместе с семьёй". Эта болезнь, эта социальная апатия идет по миру и накроет и нас скоро...

А вот и моя остановка. Я приехала посмотреть своими глазами на свежепокрашенный дом на "Встрече". "Встреча" живёт, как обычно – всё там хорошо: деревья высокие, слышен шум листьев, торгуют свежими овощами и спелыми арбузами, духами и носками. Гул, людской гомон, суета, ветер разносит запах еды, – город, в общем.

А вот и он. Ну, привет, дорогой. Что с тобой сделали? Тебе совсем не к лицу эти цвета, ты достоин большего, ты заслуживаешь того, чтобы простоять свой век не потревоженным. Мне очень жаль. Люди видят серость там, где нужно видеть полёт мысли. Но это ничего, кому надо, тем в голову при виде тебя приходят правильные вещи. Вот мне вспоминается вводная цитата из Волошина, которой выдающийся исследователь русского авангарда Андрей Круссанов вступает в свой рассказ об авангарде длиной в три тома: "Наше время – время Вавилонского столпотворения в пластических искусствах, – Вавилонского столпотворения в самом лучшем и почётном смысле этого слова – время образования новых языков".

Ты говоришь на иностранном уже наречии, поэтому тебя и не понимают, так уже не говорят: сегодня принято говорить на другом языке – языке стекла, металла и неорганизованного сумасбродного пространства.

Призыв Президента и последовавший порыв районных акиматов использовать цвет в архитектуре Астаны уместны. Более того, если и можно было бы подумать о путях, которые молодые казахстанские архитекторы могли бы осваивать, так это именно наследие традиций цвета в архитектуре. Так в своей монографии 2004 года "Архитектура Казахстана XX века (развитие архитектурно-художественных форм" Константин Иванович Самойлов приоткрывает дверь в удивительный мир форм и цвета, где можно найти то самое национальное в архитектуре.

Орнаментированные терракотовые плитки, поливные плиты, майолика, фигурная кирпичная кладка, полихромная мозаика, башни, купола и арки, – список приёмов, форм и материалов можно продолжать. Нам же здесь интересно, что казахстанской архитектуре когда-то был свойственен цвет, он нам к лицу: небесный голубой, спокойный зелёный, яркий бирюзовый, возможно, солнечный желтый, нежная охра, огненный пурпурный, – целая палитра оттенков. Только представить, как бы эти цвета смотрелись на фоне астанинского прекрасного неба и яркого полного солнца. Это был бы совершенно другой город и другие мы.

Но цвет в архитектуре требует опыта и врождённого чувства. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на ЖК "Лазурный квартал": не всякой форме и материалу цвет к лицу. Так стеклу не к лицу бирюзовый, особенно в сочетании с золотым в форме башен и вытянутых параллелепипедов.

Так же нельзя бежать на ближайший строительный рынок, покупать дешёвую краску и раскрашивать фасады домов, которым уже десятки лет. Цвет в архитектуре закладывается задолго до первого удара лопаты.

Уж тем более нельзя закрашивать фасады домов постройки советских лет. То дома, которые были частью совершенной и громадной эстетической и социальной системы. Если к ним прислушаться, то они расскажут вам истории, которые на фоне падения человека общественного и восхождения человека коммерческого покажутся историями покорения новых земель, не меньше. Это были времена, когда архитекторы всерьёз разрабатывали проекты летающих городов.

Настаивать на цвете нужно в новых постройках, а красить советские дома – это как писать сиквел к "Преступлению и наказанию"...