Казахстану придётся решать проблемы с утечкой валюты в Россию
Во-первых, присутствие Мосбиржи в акционерах Казахстанской фондовой биржи. У MOEX 13% акций KASE. До начала вооружённого российско-украинского конфликта эту долю Московская биржа планировала увеличивать с последующими планами – синхронизировать фондовые площадки, создавать и развивать единый фондовый рынок в масштабе всего ЕАЭС на базе российского финансового рынка и его опыта.
Читайте также: Московская биржа, владеющая долей KASE, попала под санкции США. Что будет с казахстанской биржей?
С началом военных действий эти процессы были фактически заморожены. Теперь же эти планы оказались и вовсе под большим вопросом. В будущем будет решаться дилемма – насколько вообще безопасно оставлять Мосбиржу в акционерах KASE. Есть вероятность, что её долю казахстанская сторона постарается выкупить.
Во-вторых, проблема зависимости курса тенге от рубля, поскольку Россия является крупнейшим торговым партнёром Казахстана. Санкции вытесняют котирование рубля на внебиржевые площадки, в перспективе управлять курсом рубля российский Центробанк будет в ручном режиме, как это было до 2015 года.
Перед РФ стоит вопрос о сохранении и режима рыночного курсообразования, и свободной конвертируемости валюты. Это уже порождает проблему адекватности соотношения курсов рубля и тенге. Вероятно, здесь понадобится выработать какой-то иной механизм установления курса.
Ещё один момент. Казахстану придётся также решать и проблему с клирингом на валютном рынке, и с доступом к нему российских резидентов, а также с утечкой валюты в Россию вследствие высокой вероятности появления серого и чёрного рынков наличной валюты.