Если речь о современном спорте, то без допинга он вряд ли вообще-то имеет смысл. А чего вы ещё хотите, когда высокие достижения всё более сливаются с высокими технологиями, а сам спортсмен становится лишь своеобразным киборгом в этой технологической цепочке? Когда никакой личный рекорд не состоится, коли у тебя за спиной нет солидной команды тренеров и медиков, фирм производителей снаряжения, сервисёров, промоутеров и научно-исследовательских институтов? Когда в спортивных новостях первые строчки уверенно занимают не соревновательные результаты, а суммы полученных бонусов и цифры трансферов? Когда личность самого победителя всё с большим трудом угадывается за пеленой рекламных контрактов и кричащих лейблов?

И это спорт?

Это – современный спорт! В котором давно уже больше шоу-бизнеса, нежели "олимпизма".

А как красиво всё начиналось! Выходили за околицу на игры богатырские силы молодецкие, и – размахнись рука, раззудись плечо – пошла потеха! На радость отцам-матерям, да красным девицам. Где она, та славная юность человечества – честная, чистая, буйная и не залапанная бизнесменами? Несмотря на постепенную коммерциализацию спорта, статус-кво такой народной состязательности бережно сохранялся традиционными обществами до наших дней.

Лишь XX век вместе с другими потрясениями принёс миру идею невиданных ранее общеземных соревнований в разных видов спорта. Напомню, что ставшие предтечей современному олимпийскому движению Олимпийские игры в древней Греции (τάΌλυμπια) были всё же традицией локальной. Они, до самой римской оккупации, оставались национальными играми эллинов, так что участие в них каких-нибудь западноевропейских варваров (к тому же, озабоченных своей нетрадиционной сексуальной ориентацией) – возможно только в а ля голливудском кино. Варвары были лишь зрителями, да и то не делали погоды на трибунах. И им ещё везло: женщин не допускали даже и на трибуны. Ведь в ту благословенную пору, когда мир ещё не знал производителей брендовой экипировки и одежды, для того чтобы уровнять шансы, соперники соревновались голыми!

И участие в состязаниях несло спортсменам лишь славу и почёт, но никак не материальную выгоду. Потому-то речь никогда не шла о профессионализации античного спорта (до тех самых времён, пока римский плебс не подсадили, для вещей управляемости, на "хлеб и зрелища") – это было противным самой сути состязаний, посвящённых богам, а не зрителям. Напомню, что единственной наградой, которая вручалась победителям у греков, был венок из дикой оливы (κότινος). Потому в Играх принимали участие как воины, так и политики, ремесленники, философы.

Понятно, почему спорт для греков был важнейшей составляющей их образа жизни. "Одним из главных моментов в жизненном идеале каждого гражданина Греции было здоровое, сильное, правильно сложенное, красивое тело, с бодрым живым духом". Это высказывание принадлежит Петру Лесгафту, основоположнику научной системы физического образования, чьё имя носит основанный им институт физкультуры в Санкт-Петербурге. О значении физкультуры и спорта в жизни античных греков красноречиво свидетельствуют руины. На развалинах их городов обязательно находятся остатки стадионов и гимнасий – специальных заведений, в которых пестовалось греческое юношество. Духовно и физически. "В здоровом теле – здоровый дух!" – это ведь именно их принцип.

Если искать сравнения в более свежей истории, то аналогом системы физкультурного воспитания древних греков может быть только массовое физкультурное движение в СССР. (Увы, также ставшее достоянием памяти.) Красноречивых аргументов в пользу такового заявление – множество. Взять хотя бы историю развития прыжкового спорта в Алма-Ате.

Первые трамплины появились у нас вместе с первыми прыгунами – в предвоенные и военные годы. И сделаны эти первые трамплины были… самими спортсменами!

В 1939 году два самодельных трамплина выросли на Каменском плато. Один – с железным столом отрыва, а второй – полностью снежный, они позволяли прыгать на 15-20 метров. Неудивительно, что первыми чемпионами стали сами строители. Алексей Вишняков, Юрий Менжулин, Александр Степанов, Владимир Шипилов не только первенствовали в Республике, но и защищали её спортивную честь на чемпионате СССР в 1944 году.

Новые рекорды требовали новых трамплинов. В 1950 году в "Горном гиганте" "силами общественности" был построен трамплин, с которого не прыгали, а уже летали – на 50 метров. Это был первое в СССР полностью земляное сооружение, при строительстве которого энтузиасты сапёрными лопатками перекидали 4500 кубометров грунта! Однако самый большой земляной трамплин спортсмены подарили себе в 1966 году. Новый чемпион Республики Владимир Клименко на первенстве КазССР улетел с него на 88,5 метра!

Можно ли представить, чтобы кто-то из тех чемпионов, которые днями стояли у станков или за кульманами, а потом шли (пешком!) на тренировки, могли на равных соревноваться в результатах с нынешними мастерами? Вряд ли. Так же, впрочем, как не получится сравнить нынешних легионеров с теми энтузиастами по силе духа и чувству патриотизма. Одно дело, когда главное – участие, и совсем другое, когда – результат.

А допинг… Допинг будет всегда. Пока существует эта уродливая цивилизация с её неприглядными ценностями. И самым увлекательным и азартным спортом грядущего станут соревнования по допингу - охота на спортсменов-рекордсменов. Возможно, даже, что её со временем включат в программу Олимпийских игр.