Общество вновь взбудоражено новыми планами властей по реформированию образования. Хотя за последние четверть века казахстанцы вроде бы должны были привыкнуть к перманентному совершенствованию данной сферы. Архиважной как для будущего всего государства, так и для судеб отдельно взятых семей, мечтающих о славных судьбах для своих вступающих в жизнь отпрысков.

И, казалось бы, чего ещё желать чадолюбивым пращурам? Не пройдёт и десятилетия, как Казахстан начнут переполнять люди совершенно иного уровня образованности. С которыми можно будет запросто обсудить достижения современной биохимии на английском, порассуждать о тонких моментах местной истории – на казахском и поразмышлять по-русски над сложностями пунктуации в произведениях Льва Толстого. Да кто ж может возражать против таких впечатляющих перспектив?

Но против декларируемых результатов никто особо и не возражает. Массовые сомнения касаются в основном механизма их воплощения в жизнь. Не целей, а средств. Народ, хорошо знакомый с типовыми методами реализации планов в государстве, сильно сомневается в реалистичности красивой задумки. Ведь для того чтобы воспитать поколение образованных по-новому выпускников, нужны сверхобразованные учителя. И откуда же они возьмутся? В таком-то количестве? Ну, не пойдут же, в самом деле, учительствовать в аульные школы гордые болашаковцы, окончившие престижные заморские вузы! А кто пойдёт?

Я могу представить себе историка, преподающего по-казахски, или литератора, одновременно ведущего русский язык. Но вот вообразить реально трёхъязычную училку младших классов – так же трудно, как и грамотного преподавателя химии и биологии, владеющего в совершенстве не только разговорным, но и специальным английским. Можно, конечно, представить (гипотетически!), что преподавать спецпредметы в школы и вузы приедут "носители языка" из англоговорящих стран. Но в таком случае гарантированно вырастет лишь цена образования, которую не потянет ни государство (при нынешних ценах на углеводороды), ни родители.

Впрочем, об этом никто и не думает. Рецепт успеха новой задумки, судя по всему, в изыскании неких внутренних резервов. По крайней мере, с мест уже поступают ожидаемые сведения о том, что учителей и преподавателей начинают принуждать к быстрому изучению английского. Дабы уже в ближайшее время, по звонку, они могли перейти на "иновещание".

Что ж, разумно. И логично. Партия сказала "надо", педсовет ответил – "есть!" Особенно если учесть, что преподаватели (а особенно школьные) – самые бесправные и безотказные работники, для которых угроза потерять "часы" в случае сомнений так же реальна, как и потеря работы. А остаться без работы им, с их образованием, означает потерять всё. Где и кому они ещё нужны? Потому учителя и безропотны. Скажут сдать деньги на именины хорошего человека из районо – сдадут. Скажут: на выборы – пойдут на выборы. Велят учиться – станут учиться. Потребуют учить – будут учить. Учить, учить и учить... Любую науку, на любом языке. Ну, а коли так, полетят во все концы и по всем инстанциям бодрые рапорты об успехах и достижениях.

Что выйдет из всей этой беспрерывной реформаторской деятельности, покажет будущее. Возможно, мои сомнения беспочвенны, но что-то заставляет меня сильно сомневаться. Особенно когда речь идёт о таких небезразличных мне, как и любому гражданину страны, сферах как образование и медицина (о последней я писал ранее в статье "Новая реформа здравоохранения. Шанс для знахарей и шаманов").

Коль преобразования не заканчиваются, это настраивает на мысль, что никто не представляет толком: а что вообще-то следует делать. Согласитесь, никто не станет ежегодно ремонтировать дом, который был построен профессионалами, по внятному проекту, под надзором архитектора, с соблюдением всех стандартов, из качественных материалов. От добра добра не ищут. И если что-то не получалось ранее, разве может быть уверенность в том, что всё получится в этот раз? Хотя, за попытку, конечно, спасибо.

Потому призываю сограждан не тратить зря свои нервные клетки. Детей, конечно, жаль. Но кто же может твёрдо знать, что задуманное нынче будет хуже придуманного вчера?  

В конце концов, если бы сбылось всё то, что было запланировано, к примеру в мою бытность, – ничего бы того, что нынче окружает нас, вообще бы не было. А было бы всё совсем другое. Потому что я отношусь к тому поколению советских людей, которому торжественно (с самой высокой трибуны!) была обещана счастливая жизнь при коммунизме. ("Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!"). Речь про тот утопический коммунизм, который, если кто уже не знает, стал бы обществом всеобщего братства ("человек человеку – брат") и мира ("во всём мире"). И впридачу – ещё и социальной системой, основанной на несбыточном и диком для ныне живущих принципе - "от каждого по возможности, каждому по потребности". Но коммунизма построить не получилось. Как не получилось ещё многое из того, что задумывалось, провозглашалось и планировалось.

Видимо, в этом есть своя закономерность. Для того чтобы вдохновлять исполнителей хоть на какие-то подвижки, нужно заведомо задирать планку на недостижимую высоту. Ну а там – как получится.

"Я планов наших люблю громадьё!" Жаль только, что громадьё далеко не всегда оказывается реализованным.