Грабли старушки Европы и некстати разбуженный дракон
Старушка Европа уже не первый раз наступает на мирно лежащие у её крыльца грабли, получает смачный удар в лоб и потом картинно корчится от мигрени, пытаясь вызвать сочувствие у окружающих.
Но, не будем греха таить, у подавляющей части сторонних наблюдателей эта мазохистская миграционная мигрень старой дамы вызывает лишь ехидную ухмылку. Потому как в любом другом месте в таком возрасте давно уже перестали бы корчить из себя фертильную учительницу. И закинули бы подальше от греха злосчастные грабли, пусть даже с ними и связаны какие-то приятные воспоминания юности.
Но грабли с дороги никто убирать не намерен. А это значит, что мир ещё не раз обернётся на очередной вечерний звон – от удара деревом по некоей пустоте.
Любопытно в данном контексте вспомнить один из прецедентов, отстоящий от нас на столетие-полтора. Когда Европа вместе с начавшей осознавать себя Америкой взялась азартно "открывать Китай". Огромную замкнутую страну, хотя и нёсшую на себе тавро дракона, но дракона больного и упорно не желавшего в те годы выползать из старой шкуры своих границ и внутренних интересов. Однако желания Китая, как водится, цивилизованное человечество не волновали. Богатства, сосредоточенные в самом населённом государстве мира (уже поделенного к тому времени между самыми шустрыми правоприобретателями чужой недвижимости), слишком мозолили глаза своей "бесхозностью". И не оставляли Поднебесной никаких шансов на спокойную старость.
Не случайно это гуманитарное "открытие" несло на себе все признаки криминального вскрытия. Лихая стрельба из канонерок, насильственное подсаживание чужих подданных на наркотики, раздел всего и вся на сферы влияния, банальный грабёж, – вот те, тогда ещё не завуалированные никакими заботами о правах человека и демократических ценностях методы, которыми взламывался Китай.
Характернейший и любопытнейший эпизод всей той эпопеи – "опиумные войны". То, как доблестная Британия с помощью военной силы "посадила на иглу" хронически перенаселённый Китай – можно отнести к шедеврам тогдашнего отношения "просвещённых европейцев" к "азиатским варварам". На этом моменте истории, полузабытом нашей страдающей провалами в памяти старушкой, стоит остановиться поподробнее.
В основе, как обычно, лежали деньги. Большие деньги. Баснословно большие деньги. При этом экономическая формула трюка, приносившего Лондону колоссальные сверхприбыли, была проста до гениальности. На плантациях, в своих индийских колониях Британия выращивала мак (принуждая к упомянутой разновидности земледелия тамошних туземцев), а произведённый затем из него опий продавала в портах Китая.
С 1816 по 1839 годы количество поставляемого в Китай наркотика выросло с 3 210 до 34 000 ящиков, то есть удесятерилось! Когда же, после неоднократных предупреждений, циньское правительство конфисковало-таки 20 291 ящик опиума в Кантоне, задетая за самое живое и разгневанная таким посягательством на свои экономические интересы и "свободу торговли", Британия потребовала возмещения ущерба. Оценив его в 3 миллиона фунтов. Это составляло колоссальную по тем временам сумму (в 18 миллионов российских рублей, что значительно превышает деньги, которые получила Россия за проданную Аляску – 11 362 481 р. 94 к.)!
А для подкрепления своих "справедливых" требований летом 1840 года Лондон ввёл свой флот на рейд Макао. Так началась Первая опиумная война. (А за ней не заставила ждать себя и Вторая.)
Истинную экономическую суть этих пиратских войн хорошо раскрыл писатель, Иван Гончаров, побывавший в Китае в 1853 году во время плавания на фрегате "Паллада". Дело в том, что опиум был по существу единственным конкурентоспособным "европейским" товаром на китайском рынке:
"За него китайцы отдают свой чай, шёлк, металлы, лекарственные, красильные вещества, пот, кровь, энергию, ум, всю жизнь. Англичане и американцы хладнокровно берут всё это, обращают в деньги и также хладнокровно переносят старый, уже заглохнувший упрёк за опиум".
Американцы? Ну а как же без них?
Вот так и "открывали" Китай во второй половине XIX века. Открывали-открывали – да и открыли.
Но открытый Китай оказался для "цивилизаторов" ящиком Пандоры. Вроде уже убитый славными сэрами-лыцарями дракон вдруг оказался вовсе не таким уж мёртвым и выполз из своей пещеры, где спал, никого не трогая, много столетий. А вместе с ним из "открытой" Срединной империи во все стороны полезли странные люди-киборги, готовые на любую работу, в любых условиях, за любые деньги. И Запад тут же начал вопить о "жёлтой угрозе". (Почувствовали что-то знакомое?)
Вот цитата из монументального географического труда Фон-Гельвальда "Земля и её народы", вышедшего в русском переводе в 1898 году:
"…Всё англо-американское теперь уже отступает в Калифорнии на задний план. Но и англо-американцев, и немцев, и ирландцев связывает одно общее чувство – ненависть к китайцам. Число этих монгольских пришельцев доходит до 100 000 с лишком человек. Из них в одном Сан-Франциско живет от 15 до 20 тысяч. Каждый тихоокеанский пароход, прибывающий ежемесячно в Сан-Франциско из Гонг-Конга, привозит с собою 1000-2000 китайцев-переселенцев, тогда как в Китай возвращаются только немногие".
С тех пор минул век. По разным данным, сегодня на западном побережье США проживает до 13 миллионов китайцев. И даже в Нью-Йорке целые авеню уже сплошь заселены деятельными переселенцами из Поднебесной. Но это не самые впечатляющие последствия того исторического "открытия" Китая, к которому приложили такие усилия европейцы и иже с ними.
Сегодняшний Китай – настоящий экономический монстр, сразу же занимающий любое пространство, в котором ослабляет свою хватку Европа, или некий политический туз, постоянно портящий приподнятое исключительностью собственного проникновения в Белый дом, настроение Америки. Во многом нынешний феномен Поднебесной – порождение именно того времени, когда неосторожный Запад, влекомый своим врождённым барышничеством (мотив неодолимый!), нечаянно разбудил спящего дракона (приняв его за мёртвого). А наркотики, превратившиеся стараниями Британии (со союзники) из элемента экзотики в сверхприбыльный бизнес, расползлись по миру и сегодня благополучно грабят и гробят население самой Британии. По данным исследования, проведённого профессором Питером Рейтером из университета Мэриленд в США и Алексом Стивенсом из Кентского университета: "Великобритания занимает первое место среди европейских государств по потреблению наркотиков и второе – по числу летальных исходов от болезней, вызванных употреблением наркотических средств".
Ну а приведённая выше история про старушку и грабли рано или поздно, так или иначе, но всё равно закончится! Либо разбитой вдрызг ручкой садового инструмента, либо нечаянным суицидом бабушки.