Обычно меры, предлагаемые для улучшения здравоохранения, упираются в финансирование, то есть вопрос, решаемый на надотраслевом уровне и с низким приоритетом. Однако в вопросах, связанных с Covid-19, включая вакцинацию, у отрасли впервые имелся определённый карт-бланш. Давайте посмотрим, на каких этапах процесса он был реализован и в какой мере.

Чтобы провести вакцинацию, нужно закупить или произвести вакцины, организовать сам процесс вакцинации и оценить эффективность мероприятий. В эту последовательность любят вставлять самостоятельный этап "информационно-разъяснительной работы", однако в этом и заключается грубая ошибка. На самом деле ИРР должна проводиться на всех перечисленных этапах. Кратко говоря, до начала кампании надо публично обсудить выбор основной вакцины (хотя бы поиграть в демократию, дать предвыборные обещания), а после первого миллиона прививок – изучить и опубликовать результаты (продемонстрировать исполнение предвыборных обещаний и таким образом завоевать доверие). Теперь разберём этапы подробнее.

Этап первый. Закупка или производство вакцины

У РК как у страны не первого мира были весьма призрачные шансы в глобальной битве за распределение объёмов вакцин между странами. В пылу внутренних разборок и смены коней на переправе эти шансы практически растаяли. Знаете, когда я был ребёнком, не мог понять при чтении исторических книжек, почему всегда междоусобицы, почему не могли ханы договориться и прогрессировать. А теперь не понимаю, как может быть иначе.

Конечно, не будем сбрасывать со счетов и (вероятно) настойчивый интерес северного соседа к 19-миллионному рынку сбыта своего продукта.

Что касается производства собственной вакцины, думаю, этот вопрос лучше уже не комментировать.

Информационно-разъяснительная работа на этапе закупки и производства заключается в публичном обсуждении выбора вакцины: формулируем конкретные, понятные критерии открытого сравнения вакцин и прогоняем по этим критериям все существующие вакцины. Народ почувствует себя не в стойле, и это первая искорка надежды на контакт и доверие. Пример критериев:

Безопасность:

  • Побочные эффекты                                                                   
  • Противопоказания                                                                   

Эффективность:

  • Эффективность (overall)
  • Эффективность в разрезе групп населения
  • Эффективность к различным вариантам вируса (фактическая – к имеющимся вариантам; теоретическая – к возможным новым вариантам)
  • Длительность действия                                                                

Операционное удобство:

  • Требования к условиям хранения
  • Стоимость
  • Теоретическая возможность договориться о поставке                                                                                                                          

Этап второй. Организация надлежащего процесса вакцинации

Это определение первоочередных групп населения, своевременные поставки, оснащённые пункты вакцинации, обученные сотрудники, максимальная информация об отводах, сроках, рисках и т.д. На этом этапе всё относительно неплохо. Однако нет предела совершенству.

Также считаю, что нужно тренировать умение фокусироваться: на вакцине, экспресс-тестах, кислороде, а также делать это проактивно и доводить до конца. Так, лишь сегодня, имея на руках вот уже полуторагодовалую пандемию, мы согласовываем включение в государственный тарификатор медицинских услуг экспресс-тестирования на антиген к SARS-CoV-2.

Теперь неплохо бы определить национальную стратегию тестирования. Десятки больниц по всей стране всё ещё ожидают модернизации системы медицинских газов или замены источника (по крайней мере в марте, когда я в последний раз проверял статус вопроса, дела обстояли именно так). Аналогично и с вакцинацией: при должном и своевременном внимании можно улучшить сегодняшние достижения.

Этап третий. Оценка эффективности вакцинации и иммунитета населения

Эту работу следовало бы начать (и освещать её) ещё во время пандемии, чтобы иметь максимальное представление о постинфекционном иммунитете. Сейчас же надо сотрудничать на международном уровне (например, с CDC) в отношении методов оценки эффективности, измерять и анализировать, публиковать информацию (исполняем предвыборные обещания).

По результатам оценки эффективности может быть принято решение о смене основной вакцины, ведь вакцина не родители, её вполне можно выбрать.

Таким образом, круговорот менеджерской мысли и информации замыкается с первым этапом, и процесс повторяется вновь, но уже на повышенном доверии населения. А доверие населения – самое главное.