Мне 29 лет, я не замужем и в ближайшее десятилетие семью не планирую. Вместо этого я осваиваю новую профессию и ищу свое место в жизни. "Молодёжь…", – вздыхают мои старшие родственники, когда пытаются наставлять меня, что "семья есть суть и остов". На самом деле в глазах тех, кого принято считать молодёжью, – парней и девушек от 19 до 25 лет, я безнадёжная старая дева. Мои младшие сестрёнки и братишки все как один после университета в первую очередь планируют обзавестись семьями, а уже потом – всё остальное.

Хотя средний возраст вступления в брак по стране с 2014 года увеличился на два года (с 27 лет до 29 у мужчин, и с 24 до 26 у женщин), два разных исследования казахстанской молодёжи показывают, что брак для сегодняшних молодых людей важнее, чем образование. Это не что-то из ряда вон выходящее и вполне вписывается в наше представление о казахстанском обществе. Но одно дело – наши собственные эмпирические заключения, а другое – подкреплённые цифрами исследования. Есть и другая интересная статистика: за 10 лет казахстанцы заключили полтора миллиона браков, но 500 000 из них распались. Что с этой тенденцией будет позже, пока неизвестно.

В октябре директор Молодёжной информационной службы Казахстана Ирина Медникова презентовала исследование городской молодёжи от 14 до 25 лет (ещё не опубликовано), в том числе казахстанской, основанное на разговорах с экспертами, работающими с молодёжью, (30 человек) и фокус-группах (в общем 100 человек из "столиц"). Исследователи проводили с ними глубинные интервью, этим и объясняется небольшое количество опрошенных. По данным Медниковой, главной ценностью нашей молодёжи является семья. "Более того, – говорит Медникова, – рассуждая о важности семьи, молодые люди отмечали, что важно слушать родителей, так как они всё равно окажутся правы, важно радовать родителей и оправдать их ожидание". Исследование также проводилось в Армении, Кыргызстане, России и Украине. Молодёжь этих стран от нашей отличается тем, что главная ценность для них – качественное образование.

Важность семьи в глазах молодёжи подтверждают и другие количественные исследования, например фонда им. Фридриха Эберта "Молодёжь Центральной Азии" (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан), опубликованные в 2016-2017 годах. Эти исследования проводились в 2014-2015 годах, в них участвовало 1000 казахстанцев от 14 до 29 лет (14-19 лет – 30,5%, 19-24 лет – 36,5%, 25-29 лет – 33%) из 16 регионов Казахстана По его итогам, один из главных приоритетов казахстанской молодёжи – состоять в браке (для 75,9%), – это чуть важнее, чем получить высшее образование (72,9%), и важнее, чем сделать карьеру (для 67,2%). При этом молодые казахстанцы стремятся к независимости меньше, чем их сверстники из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Исследователи узнавали мнение молодёжи и о многожёнстве: полностью согласных с многожёнством оказалось 4,7%, скорее согласных – 11,9%. Несогласных с многожёнством – 61,4%, в то время как в Таджикистане несогласных – 62,6%, Кыргызстане – 64,1%, а в Узбекистане – 73,2%. Судя по всему, в Центральной Азии наиболее лояльно к многожёнству относятся казахстанские молодые люди. Но при этом 36,5% считают, что мужчина и женщина делят сферы влияния в семье и имеют равные права, а 32,2% придерживаются патриархальной модели: мужчина выполняет функции главы семьи, а женщина подчиняется его решениям. Ещё стоит отметить, что 30,5% причиной своего высшего образования называют желание своих родителей.

Как молодые относятся к своему здоровью? 56% из них не курят, 61,5% – не употребляют алкоголь, но вряд ли это характеризует молодых людей как сторонников здорового образа жизни: 73,3% респондентов иногда или редко посещают фитнес-клубы. В отказе от сигарет и алкоголя у молодых людей присутствует мотив религиозности: "Я месяца два назад бросил курить и пить. К алкоголю отношусь хорошо, положительно. Не то чтобы так очень положительно, но я не считаю его таким большим грехом, как сигарета, например" (пример из комментариев респондентов, молодой человек, 26 лет, работает). Ребята также сообщали, что алкоголь и табак сегодня заменяются слабоалкогольными коктейлями и кальяном.

К слову, атеистов среди опрошенных оказалось всего 2% (20 человек из 1000), хотя и религиозных оказалось не так много – 6,5%. 73,5% обозначили себя как верующих, но не участвующих в религиозной жизни. 66% всех, кто не отнёс себя к атеистам, были мусульманами, и 30,7% – православными христианами.

На вопрос "Интересуетесь ли вы политическими событиями?" 45,9% ответили, что интересуются лишь иногда, а 33,6% не интересуются вообще. Зато, по мнению молодёжи, более заинтересованы в текущих политических вопросах их родители – 30,5%. При этом только у 7,1% молодых людей политические взгляды не совпадают с политическими взглядами родителей. Получается, остальные молодые люди солидарны со своим родителями в вопросах политической ориентации. Интересно, но традиционным источником информации о политике для молодых остаётся телевидение (для 90%), а интернет – на втором месте. Кроме того, молодые люди ближайшим союзником Казахстана считают Россию – 72%, а вот за США проголосовало 18,3%. Надо ли говорить, что высок уровень гомофобии (57,8% относятся к гомосексуальным людям отрицательно и крайне отрицательно), которая косвенно свидетельствует и о высокой ксенофобии в целом.

"Второе, что отметила и сама молодёжь, и эксперты, работающие с ней долгие годы, – что молодежь апатична, не уверена в себе, сильно зависит от мнения взрослых", – говорит Медникова. Кроме того, эксперты исследования отметили, у нынешних молодых низкий эмоциональный интеллект. "Если пять лет назад молодёжь очень легко могла описать свои ощущения и эмоции, то сейчас она хорошо анализирует, но если её спросить о чувствах, то молодые люди отвечают со скрежетом". В работе, по мнению экспертов исследования, молодые соискатели стали слабее. Они хорошо проходят интервью, но потом не оправдывают надежд: по мнению представителей самой молодёжи, они слабо мотивированы.

Если городская молодёжь ищет мотивацию для работы, то сельская молодёжь, особенно казахоязычная, занята выживанием, не в последнюю очередь из-за плохого качества образования. В 2012 году по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) успеваемость казахстанского ученика городской школы с русским языком обучения и ученика сельской казахоязычной школы отличается, разрыв между учениками составляет почти три года не в пользу второго.

Исследователи фонда им. Фридриха Эберта считают, что желание улучшить уровень жизни и большие возможности для трудоустройства – две основные причины, из-за которых молодежь переезжает в большие города. Понятно, что из-за уровня образования приезжая молодёжь в большинстве своём не способна конкурировать с городской, отсюда и низкий уровень жизни. Но существуют и другие причины. Традиционно сельские семьи гораздо более патриархальны, и выросшие в них дети являются единственными кормильцами родителей и многочисленной родни. Это прямым образом отражается на благосостоянии молодёжи, приехавшей за заработками в города.

Неподвижность и консервативность – главные качества молодых людей страны. Такие выводы ожидаемы, ведь государство во все периоды независимости транслирует в общество идеи стабильности и монументальности. Как и в любых патриархальных обществах, отношения между поколениями здесь строятся на повиновении. В этом легко убедиться на примере государственных образовательных учреждений: отношения между учителем и учеником базируются на послушании и авторитете учителя. Послушание ставится выше, чем индивидуальность ребёнка. Недалеко ушли и вузы, которые используют студентов для массовок на официальных мероприятиях.

Живя в крупных городах и работая в креативных или научных сферах можно посчитать, что молодые люди страны – это свободные и открытые миру юноши и девушки. Однако цифры говорят об обратном. С другой стороны, нельзя сказать, что консервативность молодёжи – что-то неизменное. Те, кому во время проведения исследования было 14-20 лет, возможно, в будущем кардинально изменят свои взгляды.

Интересно и то, что 2019 год в Казахстане станет годом молодёжи. Об этом сказал Нурсултан Назарбаев. Сейчас в стране действуют 30 программ для молодых людей, в том числе и государственных. Полный список обещает опубликовать в ближайшее время Молодежная информационная служба Казахстана. Возможно, в 2019-м их станет ещё больше, и это сможет повлиять на ценности тех, кто будет отвечать за будущее страны.