Снова услышал идею того, что создание ЕНПФ убило конкуренцию и было ошибочным решением. Для правильного понимания природы ЕНПФ необходимо чётко разделять роли, значение и распределение затрат участников накопительной пенсионной системы.

Первый блок затрат связан с коммуникациями с вкладчиками и ведением их счетов. Ведение пенсионных счетов, предоставление выписок, заключение договоров, обработка информации и прочее требуют наличия сети офисов по стране, большого штата сотрудников и инфраструктуры. Эти расходы являются фиксированными – офисы нужны в любом случае, обработка информации происходит со всеми одинаково. Инфраструктура нужна и для будущих вкладчиков, чтобы они могли прийти и подписать договор, и даже не для вкладчиков – например, для наследников. Эти затраты являются практически постоянными.

Второй блок затрат связан с инвестиционной деятельностью. Для неё нужны профессионалы, доступ к торговой инфраструктуре – оплата места на бирже, услуги других профессиональных участников. Постоянная часть этих затрат не очень большая. Для инвестиционной деятельности не нужны сеть офисов и тысячи сотрудников – её осуществляют несколько трейдеров при помощи нескольких аналитиков и компьютеров. Небольшой офис может управлять огромными средствами, поэтому доход КУПА в основном определяется долей от инвестиционного дохода за период.

Классическая пенсионная система состоит из двух участников: накопительных пенсионных фондов (НПФ), которые работают с вкладчиками, и компаний по управлению пенсионными активами (КУПА) – компании, которые занимаются инвестиционной деятельностью. По такому же принципу определяется и стоимость услуг пенсионной системы: фиксированная часть (доля от размера активов) и переменная часть – доля от заработанного для вкладчика за год.

Накопительный пенсионный фонд может передавать свои активы в управление различным КУПА, их может быть несколько, может быть одна – фонд может хоть каждый год менять управляющего в поисках наилучшей доходности. Это принципиальный момент. Фонд и КУПА – это различные, никак не связанные организации.

Очень важно подчеркнуть, что деятельность пенсионного фонда – ведение счетов и коммуникация с вкладчиками – рутинна и унифицирована. Здесь практически невозможно создать конкурентные преимущества. Реальная конкуренция происходит в инвестиционной деятельности – её эффективность определяет привлекательность для вкладчика. Но это компетенция КУПА, а не фонда.

Понимание этой различности и даёт ключ к пониманию целей создания ЕНПФ. Когда было 10 НПФ, то фактически в стране было 10 конкурирующих сетей офисов и инфраструктур. Если вкладчик хотел перейти из фонда А в фонд Б, то сотрудники филиала фонда А оформляли документы, проводили внутренние процедуры по закрытию договора с вкладчиком, а затем такие же сотрудники филиала фонда Б, которые сидят в таком же офисе через дорогу, проводили обратные действия уже по своей системе. Оба фонда несли расходы по аренде офисов, выплате заработной платы и т. д.

В частных НПФ работали 7 тыс человек за 1,1 млрд. тенге в месяц, ЕНПФ ту же работу делает силами 2 тыс человек за 680 млн тенге. Также в разы сократились и прочие расходы. Подробнее об этом здесь и здесь.

В 2009-2011 годах вкладчики заплатили за услуги пенсионных фондов 407 млрд тенге, в 2015-2017 годах – 160 млрд. То есть в 2015-2017 годах около 250 млрд тенге дополнительно остались в накоплениях вкладчиков. Это прямые выгоды вкладчиков от создания ЕНПФ.

Услуги частных НПФ стоили вкладчикам 0,05% в месяц от пенсионных активов и 15% от инвестдохода, услуги ЕНПФ стоят в разы меньше с 2019 года – 0,015% и 5% соответственно. Такое снижение затрат привело к существенному росту доходности накоплений – они растут в реальном выражении.

Рассмотрим теперь инвестиционную часть пенсионной системы.

Создание ЕНПФ сопровождалось консолидацией активов, аудитами, анализом портфелей, переучёта индивидуальных пенсионных счетов, выстраивания инфраструктуры – на этот период пенсионные активы были переданы в управление Национальному банку РК. Уже в 2015 году Нацбанк подготовил предложения по передаче пенсионных активов под управление частных управляющих компаний, однако переход к новой денежно-кредитной политике, связанные с этим потрясения и гораздо более острые вызовы несколько заморозили ситуацию с передачей.

В следующем году система перейдёт в новый формат. Вкладчик ЕНПФ может сам выбрать управляющую компанию. Это не возврат к старой системе с частными пенсионными фондами, а качественно иное решение. Вкладчик продолжает контактировать только с ЕНПФ, в котором он имеет свой индивидуальный пенсионный счёт, но сам выбирает управляющую компанию. Перевод средств из одной управляющей компании в другую осуществляют действующие сотрудники ЕНПФ по заявлению вкладчика. Управляющей компании не нужно содержать офисы по всей стране – она контактирует только с ЕНПФ.

В таком формате система максимально эффективна. Единый фонд минимизирует издержки, а частные управляющие компании конкурируют между собой за вкладчиков, наращивая доходность и эффективность. ЕНПФ становится дополнительной степенью защиты при ведении учёта и контроля за сохранностью накоплений, активностью частных управляющих компаний.

Вернёмся к началу статьи. Создание ЕНПФ не было ошибкой, его работа не влияет на конкуренцию на рынке. ЕНПФ заменил собой рутинные операции свыше 10 частных пенсионных фондов, что в разы снизило издержки для вкладчиков. Конкуренция упала из-за того, что управление активами ЕНПФ осуществлял только НБ РК. Это было временное, неизбежное решение на период консолидации активов, о чём сам Нацбанк неоднократно заявлял. Со следующего года на рынке появятся частные управляющие компании, и конкуренция восстановится. Дальнейшее развитие будет зависеть от них – они должны будут убедить вкладчиков передать активы в управление им. Пенсионные накопления принадлежат каждому вкладчику индивидуально, и только сам вкладчик может решить, какая из существующих на рынке лицензированных компаний будет ими управлять.