На прошлой неделе тенге вновь отпущен в свободное плавание. 300 тенге за доллар – это вполне равновесный и даже чуть с запасом курс.С запасом, потому что спекулятивные ожидания должны были реализоваться, а значит, курс перескочил равновесную отметку, и теперь будет постепенно возвращаться в коридор 280-300. В отношении НБ РК можно сказать, что принципиальная проблема с кадровыми изменениями в нём решена, и теперь финансовые рычаги перешли к Правительству страны.

Теперь самое время поговорить о том, что делать дальше. Остановлюсь в первую очередь на весьма практической краткосрочной задаче, решение которой должно дать быстрый и значимый эффект – это инвентаризация всех инвестпроектов с государственным участием и соответствующих госпрограмм.

Сегодня задача максимально эффективного расходования уже выделенных денег является ключевой проблемой, потому что средства Нацфонда, по заявлению Президента, теперь уже труднодоступны. Бюджет находится на рассмотрении в Мажилисе, но ревизия программ господдержки и проектов, финансируемых из казны, находится полностью в рамках полномочий Правительства и подконтрольно ему в оперативном порядке.

В условиях кризиса ключевым параметром эффективности госрасходов является величина создаваемого дополнительного спроса, который генерирует каждый потраченный казённый тенге. В кризисной ситуации неизбежно падает спрос на многие товары, соответственно, снижаются и продажи, что приводит к проблемам с формированием фондов заработной платы, вынужденным увольнениям персонала, а это в свою очередь ведёт к дальнейшему падению спроса и продаж...

В общем, механизм формирования этой разрушительной спирали понятен. Единственным адекватным ответом на подобную катастрофическую ситуацию и реальным  способом разорвать этот порочный круг является создание некоего дополнительного спроса на отечественные товары со стороны государства. Подчеркну, не бюджетные вливания в те или иные неэффективные или малоэффективные производства, а именно создание реального дополнительного спроса на внутренний продукт. Можно наращивать госрасходы, но если деньги будут уходить на закупку импорта, то это бессмысленная трата денег.

Причём очень важно, чтобы каждый государственный тенге не просто оставался внутри национальной экономики, но и прошёл бы по внутренней цепочке "деньги – товар – деньги" по несколько раз.

С этой точки зрения, классическое решение – строительство, и особенно – дорожное строительство. Это самый "импортозащищённый" сектор, потому что везти стройматериалы, не говоря уже о рабочей силе и тяжёлой технике, на дальние расстояния невыгодно: доля импорта в строительстве дорог незначительна (допустим 10%). То есть 1 дополнительный тенге госрасходов в этих отраслях создает дополнительный спрос в Казахстане на 0,9 тенге. Условный мультипликатор здесь 0,9.

Но государственные расходы могут приумножаться также и через частные средства. Например, программа льготного кредитования привлекает деньги граждан на покупку автомобилей отечественной сборки. То есть 1 тенге государственных денег, выделенных на возвратной основе для льготного кредитования, вовлекает в процесс финансирования отечественной экономики около 3 тенге, потраченных гражданами страны на покупку машины.

Эти суммарные 4 тенге тратятся производителем автомобилей на заработную плату, рекламу, электроэнергию, субподрядчиков – то есть работают на экономику. Пусть 70% денег уйдет на покупку импортных комплектующих и только 30% останется в Казахстане. Но и в таком случае 1 тенге госденег превращается  в 1,2 тенге дополнительного прироста спроса в Казахстане. Условный мультипликатор равен 1,2.

Аналогичным образом выделение государственных денег на ипотечное кредитование под низкий процент вовлекает деньги коммерческих банков, а уже готовый ипотечный кредит привлекает частные деньги граждан, которые тратятся на покупку квартир.

Как это работает? Государство предоставляет 10 млн тенге в ипотеку на 20 лет под 0%. К этому присоединяются коммерческие банки с 20 млн по ставке в 15%. Итого ипотечный кредит вырастает до 30 млн тенге под 10% годовых. Заёмщик делает первоначальный взнос в 20 млн и приобретает квартиру стоимостью 50 млн тенге. Пусть 10 млн тенге в стоимости квартиры будет импортом, значит 40 млн останется в стране. В этом случае 1 тенге государственного финансирования создаст дополнительный спрос в 4 тенге. Мультипликатор равен 4.

Принцип условного мультипликатора очень прост и позволяет быстро оценить эффективность проектов. Проекты с низким мультипликатором должны быть остановлены, а средства направлены в высокоэффективные направления, такое перераспределение средств даст значительный эффект уже в краткосрочной перспективе.

Приведу реальный пример из открытых источников – стекольный завод в г. Кызылорда, баталии вокруг которого велись в СМИ.

Параметры проекта: стоимость – 197 млн долларов; структура финансирования: инвестор – 12 млн, Инвестфонд Казахстана – 28 млн, кредит Банка развития Казахстана - 157 млн долларов (кредит на 20 лет, под 2% в тенге). Итого: государственное финансирование составляет 185 млн USD или около 50 млрд тенге. Подчёркивается, что речь идёт о передовых технологиях – то есть основные деньги уйдут за границу, а казахстанская экономика получит максимум 20 млн долларов на строительные работы. Мультипликатор проекта равен 0,1. Пример хорош тем, что это проект из строительной отрасли, где есть прямая конкурирующая программа в 40 (сорок!) раз более эффективная с антикризисной точки зрения – это ипотека с мультипликатором 4.

Сумма по проекту уже одобрена, но есть два варианта её использования. В одном случае дополнительный спрос в экономике – 5 млрд тенге, в другом – 200 млрд, это больше трети от общих инвестиций в жилищное строительство в 2014 году. Здесь просто добавлю, что если встанет строительство жилья, то кому будет нужен стекольный завод? А если будет развиваться строительство, то частный бизнес его и сам построит.

Убеждён, что простой и быстрый анализ портфеля "Даму", БРК, ИФК по предлагаемым принципам позволит выявить огромные резервы, при которых кризисные явления будут существенно сглажены и даже, возможно, ликвидированы. Подчеркну, что эта работа может быть сделана быстро, решения по ней - полностью в полномочиях Правительства, и результаты не только не ущемят интересы широких слоёв населения и предпринимателей, но наоборот поддержат их всех и экономику в целом.