Очередным таким искривлением сознания является посыл, что импортеры и импортная продукция является чуть ли не «становым хребтом» казахстанской экономики, а отечественного производства нет, и наши экспортеры – это просто манипуляторы некоей машинки, печатающей деньги. И фактом своего существования они обязаны населению, потребителям и вообще стране.

В прошлых публикациях я затрагивал тему отечественного производства и доказывал, что оно всё же есть, пусть и не в том количестве, как хотелось бы, и не в тех секторах, где оно особенно необходимо. И такое состояние отечественного производства во многом связано именно с тем, что  искажённое кривым зеркалом сознание нации не способно формировать здоровую и по-настоящему экспортно-ориентированную экономику.

Между тем опора на импорт, как на главную основу экономики и, соответствующий выбор экономической политики, ориентированной главным  образом на интересы импортеров и потребителей импорта, является полным нонсенсом и абсолютным извращением не только законов рынка, но и вообще здравого смысла.

Давайте теперь всё же взглянем в глаза реальности. Заработную плату население и каждый конкретный человек получают только в результате создания некоей материальной ценности и формирования на её основе так называемой добавленной стоимости. Если все покупатели вашего готового продукта сами зарабатывают только на продаже вам другого готового продукта, то экономика в скором времени просто остановится. Никто не производит готового продукта, значит, рано или поздно он просто закончится и перепродавать станет нечего.

Так что реальная экономика основана на СОЗДАНИИ продуктов и услуг, а не на перепродаже их. Только производя товар или услугу, можно рассчитывать на более или менее постоянное получение денег в качестве оплаты за них. Конечно, торговля и коммерческое посредничество – крайне важный и нужный элемент экономики, но он является всего лишь надстройкой, неким вспомогательным механизмом, вращающимся вокруг сферы  товарного производства.

Если компания ничего не производит и не поставляет на рынок, то с чего сотрудники этой компании могут рассчитывать на какую-то заработную плату? Если в Казахстане «нет собственного производства», то откуда наши граждане станут получать заработную плату в 700 или 800 долларов США?

Забавно, что заявление «У нас нет производства, мы ничего не создаем" и гневный вопрос типа "Как смеет Правительство вдвое обесценивать мою реальную зарплату путём девальвирования нацвалюты» звучат из одних и тех же уст. Создается ощущение что, гражданин, делающий такие заявления – ощущает себя по меньшей мере единственным в стране производителем добавленной стоимости.

В то же время импортеры готовой продукции в чистом виде являются просто торговыми посредниками: они никак не могут быть основой экономики, а лишь подстраиваются под экономическую реальность, которая создается в интересах отечественной экономики и отечественных производителей. Импортный готовый продукт в здоровой экономике – это «балансирующий», «остаточный продукт», тот, который собственная экономика не может или не хочет производить.

Следующим важным фактором является существенное различие в гибкости технологий производителя и импортера. Производители продукции – это заводы, цеха, основные средства. Даже небольшой мебельный цех – это минимум 10-15 человек работников, а крупный импортер: это 2-3 человека - держатели контракта с заводом-производителем импортной продукции и с логистической компанией, развозящей товар.

Импортер может относительно легко переключаться с одного продукта на другой, менять ассортимент, торговую марку. Деловой цикл импортера – от месяца до полугода, средства "производства" - кредитные ресурсы, чаще всего револьверные кредиты с шестимесячным  сроком их реализации. Производитель же постоянно инвестирует в основные средства, технологические линии, и его продукция, ассортимент, объемы производства обычно довольно жёстко закреплены на годы, а то и десятилетия. Горизонты планирования, кредитные линии  также гораздо более длительны и как правило много крупнее, чем у торговых посредников.

Но, как я вижу, извращение реальности стало настолько всеобщим, что в последний год вполне серьезно велись дискуссии на тему будто отечественные производители «сами виноваты" в том, что их продукция неконкурентна, и они несут вполне закономерные убытки из-за дешевеющего импорта. Были даже предложения со стороны экономистов: провести независимый анализ структуры затрат отечественных производителей, чтобы убедиться в их «неэффективности». Между тем, это совершенный нонсенс и непонимание реальной экономики, катастрофически усугубляющие и закрепляющие извращения и искажения в общественном сознании.

В то же время отечественный производитель находится в жесточайшем конкурентном поле. Сегмент продуктов питания или потребительских товаров, массовый и розничный сегмент так называемого ширпотреба являются традиционно крайне конкурентным полем деятельности. В корпоративном сегменте или в сегменте государственных закупок конкуренция среди участников рынка весьма сурова ещё хотя бы и потому, что вся деятельность отечественного производителя прозрачна перед всеми проверками и коррупционными расследованиями: вся цепочка стоимости как на ладони в рамках казахстанской юрисдикции. Импортер же имеет гораздо больше возможностей для коррупционных схем - ведь цепочка за границей уже гораздо менее доступна для наших надзорных и финансовых органов.

Безусловно всегда есть возможности для тех или иных улучшений в реальном производстве, и их важно реализовывать, но принимать при этом за основу тезис о том, что наш производитель априори, заведомо менее эффективен, чем иностранный, очень неразумно и вредно.

Сегодня мы имеем в стране значительные незагруженные мощности, которые могли бы не только реально обеспечить внутреннее потребление населения по многим видам продукции, но и нарастить экспорт, диверсифицируя экономику. Ключевым тормозящим фактором развития отечественного реального производства является валютная политика страны, осуществлявшаяся на протяжении многих лет, а рождением своим эта политика в свою очередь и в большой степени обязана воздействию на умы наших граждан искривленного сознания субъектов рынка импорта.

К примеру, страна на протяжении долгих лет реализует политику сильного тенге. Ниже приведен график курса тенге к доллару США. Обратите внимание, что после каждой девальвации тенге относительно укрепляется на протяжении нескольких лет, затем, в лучшем случае, сохраняет стабильность, довольно быстро накапливая при этом очередной девальвационный потенциал.


Фото График с сайта kase.kz
Изменение курса доллара в Казахстане

В этом и заключается главная проблема. Отечественное производство практически все время существует в условиях дешевеющей продукции конкурентов. Между тем, как уже упоминалось выше, развертывание любого реального производства требует не менее года, а окупается оно, в лучшем  случае, через три-пять лет.

С 2003 года по 2009 год, планируя производство, предприниматели постоянно видели, что ценовая конкуренция со стороны импорта усиливается, причем усиливается искусственно – из-за валютного курса. Зачем в таких условиях принимать на себя риски? Затем - девальвационный всплеск, импорт резко дорожает: казалось бы вот оно - окно возможностей. Но пока осуществлены проектные работы, проведены переговоры, подготовлена документация по заводам - картина снова вернулась на исходную: тенге опять крепчает, оптовые цены импортных товаров падают, конкуренция возрастает, риски растут... Кто станет развивать мощности в таких условиях?

И удивительным является то, что для достижения текущего курса в 270 тенге за доллар достаточно было спокойно девальвировать тенге всего на 4% в год. Что позволило бы отечественной промышленности за эти годы успешно диверсифицироваться, развиться и  обрести конкурентоспособность.

Не поздно начать ещё и сейчас, если мы будем смотреть не в кривые зеркала неких иллюзий, а в реальный мир. В мир, где отечественный производитель является ключевым и самым важным субъектом для экономики страны, где импортные товары являются не основным наполнителем рынка, а лишь компенсируют некоторые недочёты внутреннего производства, где импортеры подстраиваются под интересы национальной экономики, а не экономика подстраивается под импортеров. Причём в быту ведь все понимают, что деньги не берутся из тумбочки, а их туда кто-то должен положить. Но в масштабах страны здравый смысл почему-то отказывается работать в верном направлении.

Нужно вернуться в реальность – туда, где фраза «Я гражданин страны, в которой ничего не производится, должен получать достаточную зарплату, чтобы ездить за границу и покупать импортные бренды» воспринимается как маразм, а не как норма мышления.