Сегодня вопросы социальной политики в основном решаются в формате денег, но это не верный путь. Прямое денежное решение вопроса в виде повышения социальных пособий и льгот, а тем более развитие адресной социальной помощи являются тупиковым движением во взаимоотношении власти и общества. Такое движение порождает иждивенчество и даже стимулирует миграцию населения в сторону адресатов за социальной помощью и льготами. Наглядным примером является резкий рост разводов среди многодетных семей и даже отказов от отцовства, который зафиксировали в нескольких областях Казахстана всего через несколько месяцев после принятия решения.

Более того, такой подход способствует и расколу в самом обществе. Уже сейчас в социальных сетях да и в обыденном общении возникла дискуссия по поводу того, насколько правомерна такая забота государства о многодетных матерях. Работающие женщины, планирующие будущее детей и собственно деторождение, то есть те, кого принято считать ответственно относящимися к личной, семейной жизни и жизни своих настоящих и будущих детей, вдруг понимают, что часть их денег государство дарит тем, кто ничего не планирует и "живёт как получится". В социальных сетях начали появляться посты в духе "Когда одни копят и откладывают счастье материнства, другие за их счёт рожают и рожают". Я, конечно, утрирую, но в целом мысль и настроение переданы.

Разумеется, такая точка зрения тоже, как минимум, не всегда справедлива. Однако есть уже и раскол в обществе, и подсчёты, кто за чей счёт живёт и кто за что платит.

Модель, в которой государство откупается от своих граждан деньгами, то есть выдаёт деньги нуждающимся, устарела и не работает нигде в мире. Просто в силу того, что при таком подходе нуждающимся становится выгодно оставаться нуждающимися, а активным не выгодно быть активными – зачем напрягаться, если можно иначе получить много выгод?

Необходимо вырабатывать новую модель государственной политики и новую модель взаимодействия государства и общества. Как я уже не раз писал, это неизбежно не только для Казахстана, но очень остро необходимо именно у нас.

Возвращаясь к теме социальной поддержки и социальной политики государства, нужно сказать, что необходимо обеспечивать общество доступной базовой инфраструктурой. В этом главное, только так можно консолидировать общество и гармонизировать его. В качестве доступных и практических мероприятий могу предложить следующие.

Главная проблема тех же многодетных матерей – куда девать детей. Соответственно, важно сделать для всех детей доступное бесплатное образование.

В школьных столовых организовать бесплатное питание, школьников обеспечить учебниками и школьной формой, кроме того, организовать досуг в виде кружков.

Можно ли для этого найти ресурсы? Вполне. Нужно отменить обучение учителей английскому языку для того, чтобы они якобы вели предметы на нём. Средства, идущие в различные репетиторские центры на переобучение учителей, нужно направить на развитие внеклассного обучения. Те же центры за те же деньги будут обучать не учителей, которым это не нужно и которые отрывают своё время от домашних дел или прямых обязанностей, а школьников, которым это нужно и чьё время хотят загрузить родители.

Отменить нововведения в школьном образовании, и тогда не возникнет необходимости каждый год выпускать новые учебники с опечатками и фактическими оплошностями, и заставлять учителей каждый год самим учиться заново. Тогда можно будет переиздавать старые учебники в меньшем количестве, то есть только обновлять вышедшие из строя.

Если освободить учителей от подворовых обходов, необходимости учить предмет по-новому, да ещё и на английском языке, то их нагрузка, как и напряжение, существенно снизятся, что повысит качество обучения и даст время для работы и дополнительного заработка в кружках, секциях и образовательных центрах.

Обеспечение школьной формой за счёт государства (либо на условиях очень большой дотации из бюджета) также возможно. Справку из школы – и пожалуйста. Кстати, это послужит и развитию отечественной лёгкой продукции – этакий большой госзаказ. А за качество отвечает производитель по рекламациям конечного потребителя.

Те же кружки и центры развития, школьное питание также можно субсидировать и дотировать из бюджета. Достаточно просто не субсидировать и не дотировать взрослых, здоровых и самостоятельных людей, называемых предпринимателями и бизнесменами. Впрочем, здесь подчеркну, что оплата бюджетными деньгами кружков и центров развития – это, по сути, поддержка предпринимателей. Они оказывают услуги школьникам и могут получать прибыль, но школьники пользуются этим бесплатно.

Состоятельные родители будут обучать детей в платных школах, кому важно углублённое знание языков или математики, могут на основании экзаменов поступать в спецшколы, в том числе в НИШ. Но базовые возможности будут у всех.

Всё просто и очевидно. Но требует принципиального пересмотра текущего мышления. Нужно работать для человека и вокруг человека, и тогда выстроится экономика страны. У нас пока политика выстроена для экономики и вокруг бизнеса – в итоге не развиваются ни экономика, ни бизнес, ни человек.